Этнос или этнографическая группа. А как «у них»? Восточная Европа (ч I)

При обсуждении моей предыдущей записи в блоге «Три сказки Карпачевой «о русинах» зачастую ссылались на некий международный опыт. Ссылались так часто, что захотелось уделить этому больше внимания.

Пикет с требованием признать силезцев отдельной нацией
Пикет с требованием признать силезцев отдельной нацией

 

 

Вопрос о том, является какая-то этно-территориальная общность людей отдельным народом или этнографической группой какого-то народа, заботит не только нас. Таких спорных, обсуждаемых вопросов только в Восточной Европе десятка полтора. И сразу следует отметить, что юридически практически во всех странах не проведено различие между понятиями "этнос" и "этнографическая группа" - в подавляющем большинстве случаев это снимает ненужное напряжение, при этом официального или научного подтверждения "обособленности" нет.

Среди всех этнических групп, претендующих на некую исключительность, лишь кашубы иногда ранее признавались отдельным народом. Кашубы живут на северо-востоке Польши, свой литературный язык имеют с XVI века. Кашубское происхождение имеют около 0,5 млн человек, из них родным кашубский язык является для 51 тыс. чел. Считают себя кашубами а не поляками по национальности, по данным переписи 2002 г около 5,1 тыс. чел. (т.е. около 1% от общего числа и 10% от числа признающих кашубский язык в качестве родного). Подавляющее большинство считает себя поляками по национальности и кашубами по происхождению. Деятельность кашубских организаций носит культурологический характер: чрезвычайно развиты и популярны различные мероприятия, связанные с кашубской историей и культурой, не несущие какого-либо политического подтекста. Национальные "фесты" проводятся на очень высоком уровне и являются яркими запоминающимися праздниками как для взрослых так и для детей. Политический сепаратизм практически не проявляется.

Кашубы упомянуты в польском Законе о национальных меньшинствах и этнических группах. Разделения на "меньшинства" (т.е. народы и народности) и этнические группы (т.е. этнографические группы какого-либо народа) на законодательном уровне нет.

Силезцы, живущие на юго-западе Польши, не признаны ни меньшинством, ни этнической группой, а считаются этнографической группой поляков, несмотря на то, по переписи 2002 г более 173 тыс. чел. указало свою национальность как "силезец" в Польше и около 11 тыс. в Чехии. Силезское происхождение имеют от 3,5 млн. человек в Польше и не менее 100 тыс. в Чехии. На силезском языке в Польше говорит около 60 тыс. чел. (официально считается диалектом польского), издается литература, есть достаточно большой раздел Википедии, в отличие от кашубского он не имеет длительной истории, попытки "кодифицировать" язык предпринимались в ХХ и уже в XXI веке. Официальная Варшава всегда считала "отдельный силезский этнос" германской выдумкой с целью расколоть и онемечить поляков. Существуют немногочисленные но весьма деятельные силезкие организации, устраивающие порой шумные (и безрезультатные) кампании по признанию силезцев отдельной нацией и предоставлению им автономии. Наиболее радикально с лозунгом "Я силезец, а не поляк!" выступает лидер "Движения за автономию Силезии" г-н Е. Гожелик.

Мазуры, жившие в Восточной Пруссии, в начале 20 века признавались немцами отдельным народом ("потомками ополяченных пруссов"), как и созданный тогда же отдельный "мазурский язык". После двух мировых войн, территориальных переделов и депортаций мазуры оказались в польском окружении и всё чаще называли себя немцами. В 1970-1990 гг они массово выезжали в Германию, где достаточно быстро ассимилировались. При этом мазуры встречались весьма любопытные. В 1990 г я повстречал в Польше готовившихся к выезду в ФРГ несколько семей мазур из района т.н. Мазурских болот. Туда в XVIII-XIX веках переселилось немало русских староверов и сила веры этих людей была настолько велика, что глядя на них, старообрядчество перенимало немало местных. В результате эти мазуры носят немецкие имена, исповедуют православие в форме строобрядчества, говорят на польском языке ("мазурский язык" без поддержки Германии в послевоенной Польше быстро исчез) и читают церковные книги на русском изводе старославянского языка! Такое вот сплетение многих европейских культур. После массовой эмиграции немногочисленные оставшиеся мазуры (курпёване) причисляют себя к польскому этносу. Позиция Польши по вопросу как самих мазур, так и "мазурского языка" всегда была неизменной: инспирировано Германией для раскола поляков и их онемечивания.

Еще больших успехов Германия добилась в онемечивании т.н. словинцевэтнографической группы в Померании, всячески поддерживая их региональные отличия от поляков и утверждая, что словинцы - "не поляки". В результате когда после II мировой войны территория, населенная словинцами перешла к Польше, они может уже не совсем точно определяли себя как "словинцы", но точно помнили, что они "не поляки" и поэтому разделили судьбу немецкого населения – либо были депортированы, либо сами покинули страну в 1950-70-е гг и выехали в ФРГ, где бесследно растворились среди немецкого населения.

Мораване – этническая группа, живущая на Юго-востоке Чешской республики, в Моравии. Традиционно считаются этнографической группой чехов. Литературный язык – чешский, моравский кодифицирован лишь в самом конце ХХ в. С конца 1980-х гг наблюдался резкий всплеск моравского движения за признание мораван отдельным народом и самоопределение. По переписи 1991 года в Чехии 1 млн 362 тыс. человек (из порядка 2,8 млн человек, имеющих моравские корни, т.е. около 50%) указали свою национальность не как "чехи", а как "мораване". Но затем общечешское самосознание всё же возобладало – так через 10 лет записали себя "мораванами" в 3,5 раза меньше: чуть более 381 тыс. человек, что всё равно делает мораван крупнейшей этнической группой в Восточной Европе, не имеющей официального признания. Чешская республика не признавала и не признает существование отличной от чешской моравской нации. "Моравский язык - это чешский язык, а мораване, как следует из заявления правительства, не являются национальным меньшинством" - объясняет консультант Комитета по делам нацменьшинств г. Брно г-н М. Враспир. Глава местного самоуправления  Мокра-Горакова (где 20% жителей считает себя мораванами) г-н Ф. Пейржил еще категоричней: "Относиться к мораванам как к национальному меньшинству просто глупо - у нас всех такое ощущение".

"Словьяки" - венгерские власти в период существования Австро-Венгрии всячески развивали теорию о сущестовании некой особой, отличной от словаков общности на Юге и Востоке Словакии, называя их "венграми по национальности и словаками по языку". Тогда же активно насаждался т.н. восточно-словацкий язык (с венгерской орфографией). После 1918 г правительство Чехословакии, несмотря на весь свой демократизм, сразу же пресекло подобную деятельность. Последняя попытка внедрить восточно-словацкий язык на официальном уровне была предпринята в 1938 году, когда Венгрии по решению I Венского арбитража частично отошли земли Южной и Восточной Словакии. Венгерские власти финансировали общество "Ойчизна" и журнал "Наша застава", которые пропагандировали точку зрения, что восточные словаки являются отдельным народом - словьяками, которые по происхождению славянизированные венгры. Наиболее активно ратовал за эту идею поэт Виктор Дворчак, которого нередко сравнивают с Андреем Бродием. Всё завершилось в 1945 году с освобождением Чехословакии от оккупантов. Но в 2000-х годах наблюдается некое слабое оживление этой идеи, прежде всего усилиями О. Галаги, издавшего в 2002 году "Восточно-словацкий словарь". Но какой-то широкой поддержки идея отдельного народа "словьяков" уже не имеет.

Далi буде :) 

18 лютого 2011р.

Теги:

Коментарі

анонім 2011-02-20 / 22:10:00


2 местный, 20.02.2011 13:36
Вижу вы уже прошли курс лечения. Пусть вам бог поможет, чтобы вам было хорошо.

местный 2011-02-20 / 13:36:00
2анонім 19.02.2011 22:52 ("Эта ремарка была не вам адресована, но раз она вам понравилась, я могу вас туда послать")
Вы уже посылали туда человека под ником "сорри", на другой странице моего блога «Три сказки Карпачевой «о русинах». Тогда писали под ником "Spectator" (17.02.2011 21:54), но слово в слово...
При параноидальном желании отправить всех в психбольницу и при очевидном у Вас раздвоении личности нет желания самому-то подлечиться?

По теме самой статьи есть что сказать?

анонім 2011-02-19 / 22:52:00

2 местный, 19.02.2011 19:25

"да знаем-знаем, что "вы" то как раз и "платыне"".

Мои публикации для студентов и исключительно специфические, технического характера и непредставляющие собой интереса для непосвящённых. А платные они потому, что даром, как вы уже может быть знаете, папа маму не целует.

P.S. "из "лікарнi „спецназначения” рановато выпустили..." Эта ремарка была не вам адресована, но раз она вам понравилась, я могу вас туда послать.

анонім - KK 2011-02-19 / 19:47:00

2011-02-19 / 19:46:00
До Местного - бачу що ви по немножко перебераєте мою спеціальність, з 'сарказмом' вмієти писати. А як інакше можна ставитися до цих 'державо-творителів', ще вони з 'нікуди' появилися! :-)

местный 2011-02-19 / 19:25:00
2анонім, 19.02.2011 18:23
("Вы бесплатный философ на этом сайте")
да знаем-знаем, что "вы" то как раз и "платыне"

("иначе бы не относились местному, коренному населению края с таким сарказмом")
только к неадекватам, "застолбившим" за собой монопольное право на истину.

("Я к таким как вы ещё с 50-х годов неблагосклонно отношусь")
в то время, когда Вы уже начали ко мне негативно относиться, меня еще даже на свете не было :)

анонім 2011-02-19 / 18:23:00


2 местный, 19.02.2011 15:52

Вы бесплатный философ на этом сайте, а бесплатному грош цена в базарный день.

Вы наверно из тех, которые считают, что совесть это ненужная болезнь, иначе бы не относились местному, коренному населению края с таким сарказмом.

Я к таким как вы ещё с 50-х годов неблагосклонно отношусь, потому- что мигрировали к нам и ещё имеете нахальство претендовать на гегемонию по-отношению к коренному населению.
Вы будете мне басни про белого бычка рассказывать, откуда происходят русины? Да ну вас. Кто вы такие?

KK 2011-02-19 / 16:18:00
Жалива - де тут 'брехня'?? Ви самі відкрили дорогу дускусію щодо можливості мати більш чим одну етно оріентацію в одні сімї:': 'в одному дому не рідко, різні євгенічні групи.' Я тільки вашу
позицію підтримував коли цитував з вашого блога. Було треба бідразу заперечити зауваження там, якщо вони не правді. Я не був на ваших хрестинах, то й не знаю чи батько вас називавя 'Іван' чи 'Евген'. Але я упевнений що його прізвисько ніяк не 'Жалива' чи 'Староста'...:-)

местный 2011-02-19 / 15:52:00
2анонім №1, 18.02.2011 23:13 («вступним абонементом в лікарню „спецназначения" на постійне утримання»)

Если при отсутствии аргументов переходят (да еще так настойчиво) на оскорбления, как раз и может свидетельствовать о том, что из "лікарнi „спецназначения” рановато выпустили...

местный 2011-02-19 / 15:52:00
Свобода самоопределения или национальной самоидентификации отдельного индивидуума никак не влечет таких же обязательств общества в целом. Человек может считать себя по национальности «карпом» (да хоть «лососем» или «осьминогом»). Но у остальных 99% таких обязательств нет. И их мнение должно, обязано учитываться.

местный 2011-02-19 / 15:51:00
2анонім №2,18.02.2011 20:29 («Как "мастер" слова вы бы лучше написали … Подобные вам кричали нам: -- Вот партбилет, вот закон!!! … А с нашими проблемами в нашем крае справимся сами»)

За указания о чем мне, «как мастеру слова», писать - не буду даже благодарить. Банально потому что пишу не за деньги или по чьему-то распоряжению. Считаю нужным или интересным – об этом и пишу.

Насчет партбилета – не ко мне:) Не состоял :) Не сотрудничал :)

С Вашими проблемами справляйтесь сколько угодно. Но этот край настолько же «ваш» как и «наш». А если, не дай Бог, сбудется ваша безумная идея-фикс о Республике Пудкарпатское Сомали, с президентом Сидором, премьером Гецко (после того, как будет арестован и казнен оппозиционер Жалива – бывший министр информации, пропаганды и генетики, Гецко займет и его пост), министром культуры, образования и морали Петровцием, - так «вы» в первую очередь даже не за «нас» возьметесь – вначале перебьете своих же коллег-конкурентов по «политрусинской» кормушке. Хорошо, если Жалива успеет добежать до венгерской границы. Да, уже потом «вы» возьметесь за зловредных «заперевальных галичан», «предателей», «янычар», просто умных и интеллигентных людей, а потом уже и за остальных… Если, конечно, раньше «вас» просто не сметут.

местный 2011-02-19 / 15:49:00
2анонім №3, 18.02.2011 17:36 («в ті часи ще не було таких чітких розмежувань термінів, які вживаєте Ви»)

Да что Вы? Этнография – не нанотехнологии и даже не генетика, основные понятия сформировались в XIX веке и остаются неизменными. Все политические игрища и перекраивания границ с 1870-х гг и по середину ХХ века так или иначе подводили под себя этнографический фундамент, так что понятия «этнос», «этнографическая группа», «этническая группа» в 1918 г прекрасно были известны.

Микола Староста (Жалива) 2011-02-19 / 10:31:00
Адмін.. ви придержуєтесь правил коментування, але не бачите "своїх" коментаторів, які відходять від теми і переходять на особистості коментуючих.. не чесно.

Микола Староста (Жалива) 2011-02-19 / 10:29:00
КК ... ви не тільки брехач, а ще баба сплетниця, "коментатор" Хустянка, точно запуталась між трьома дубами, достовірної інформації у неї не було, якщо уважно читали той "комент" то там пише, що мій батько Іван, але я Староста Микола Євгенович, та що закрийте на цю тему пи..ок.

Дiдо 2011-02-19 / 09:59:00
Иван, еще есть ужгородчане, иршавчене, береговчание, верховинцы, тай по селам, их полно, так называемых вами субэтносов... Иван , не смешите мои "подковы".
Где украинец, и где русин в Закарпатье, сохранивший свои культурно- исторические черты, невзирая на польскую, чешскую, большевицкую "махины". Это вам не под диктовку Ленина и ему подобных за две ночи творить нацию.

KK 2011-02-19 / 02:55:00
Сорри - Нисинитниці якій Жалива так часто виголошує справді тяжко часто зрозумійти. Але в цйому випадку то Жалива можливо хотя раз правду пише: 'в одному дому не рідко, різні євгенічні групи.' Зоглянемо коротко в домашнйому етногезу самого Жаливи. В його власному блозі, в статті 'Новогодняя елка с Карпат украсит Ватикан!' коменти від читача 'Хустянина' які сам Жалива ніколи не сперечив. Oсь так доказують про цю родину етногезу: 'Я добре знаю твою файту (Бушко-Виноградово) і у ній ніколи не було русинів. Жаль, що немає серед нас в живих твого батька Івана, він би тобі дав русинів.' І далі...'Коля про який бред сідої кобили ти тараториш?... Хочеш мені сказати, що твоя мама і тато були русинами? Не засипай людям очі піском. Добре?' Правда, автор цієї інформації не вияснює з якого самого походження були родичі Жаливи, але ясно що не 'русинами'. То як бачиш друже Сорри, можуть бути, як Жалива стверджує, інакші погляди щодо національності в одні родині, під одним дахом. :-)

анонім 2011-02-19 / 01:23:00

Вам не здається, що тут є щось абнорме, яке перетворилося у perpetuum mobile? Ви бачите в цому здоровий глузд?

З вами абсолютно згоден, що флуд, коменти не по темі, матюки, та і. необхідно вилучати.

Але це повинно стосуватися перш за все і нижче згаданої особи з її брутальними та некультивованими манерами.

анонім 2011-02-18 / 23:13:00

2 сорри, 18.02.2011 20:36


Цей збожеволівший animeau вже давно досяг своєї вершини. Нехай ці його висловлювання будуть для нього вступним абонементом в лікарню „спецназначения" на постійне утримання:


а) Цитата 1: впевненість від моєї ошколованості, б) Цитата 2: Без мене ви – ніхто. Я - ваше світло! в) Цитата 3: боротися за творення нової, живої, в хорошому розумінні арійської Європи. г) Цитата 4: ..... підтягуєте під себе ООНівські папірці.


Цитата 1: сорри,17.02.2011 11:05 ......Ця впевненість, пане Учителю, від моєї ошколованості, котрої так бракує представникам так званого русинства


Цитата 2: сорри, 17.01.2011 21:42 ...... Біда в тому, що ви, за браком освіти, на то продукування ведетеся, а я ведуся на пусті балачки з вами - жменькою віртуалів, про котрих би ніхто не знав і не згадав, якби не цей "антирусинський" сайт і я на ньому. Без мене ви - ніхто. Я - ваше світло, ви - мої тіні. Втім, світло без тіні проіснувати може, але тінь без світла - ні... :)


Цитата 3: сорри, 04.02.2011 21:25 „......перейнявши гасло європейськості - боротися за творення нової, не масонської, живої, в хорошому розумінні арійської Європи в себе, на своїй землі ....."


Цитата 4: сорри, 16.02.2011 18:10 Чому, відповідно, підтягуєте під себе ООНівські папірці


Попередження. Висловлюйтеся по суті публікації, а провокуйте конфлікт переходом на особистості і дублюванням однотипних коментарів. Адмін

Микола Староста (Жалива) 2011-02-18 / 22:57:00
Не на одній вулиці, а в одному дому не рідко, різні євгенічні групи.

ІВАН 2011-02-18 / 21:58:00
Микола Староста (Жалива), 18.02.2011 21:47
Жаливо, ви хоч розумієте яку дурницю несете - спільне походження, мова, релігія, історія, духовна і матеріальна культура, живуть у одних і тих же селах, спільні родини, часто є близькими родичами - і як це різні народи? Це вашоподібне політикування, яке йде на користь іншим народам (у даному випадку - словакам6 "Поділяй і владарюй") їх "розвело". А значну більшістьвзагалі привело до втрати національної індентичності - денаціоналізації, асиміляції словаками.


МѢСТНЫЙ
Публікації:
Не відповідають стандартам державної мови
/ 7Перейменування Росії
/ 5Восточный тупик
/ 8Смех сквозь слезы
/ 3Мюнхенский сговор – 2?
/ 2Аннексия
/ 7Интервенция
/ 3Не наступить на грабли – 2
/ 11Развод котят
/ 43«Галичина». 70-летний юбилей
/ 22Гитлер – наш президент!
/ 12КОНЕЦ СВЕТА
/ 47Каждый из нас может стать «стрелком из «Каравана»
/ 174 слова после отпуска «за жизнь». Слово 4: Запорожская область – «Приазовская Аратта»
/ 44 слова после отпуска «за жизнь». Слово 3: Ах, Одесса, жемчужина у моря
/ 154 слова после отпуска «за жизнь». Слово 2: Тунис – вандальская кровь «арабской весны»
/ 44 слова после отпуска «за жизнь». Слово 1: Злата Прага и наше место в Европе
/ 204Скоро выборы. Как заработать на продаже голоса, сохранив достоинство (инструкция)
/ 7Два президента
/ 12Язык доведет до…
/ 42Ислам – Реал: 5:0 Убедительный реванш ислама
/ 15Вера Безвременья
/ 14Насилие
/ 21«Весна народов-2012». Будет восточнославянский вариант?
/ 61Белое и черное
» Всі записи