Петро Мидянка, про которого ответственные лица думают, что он тот самый, наличие такого родственника отрицает. Милиционер настаивает: имя и фамилия совпадают, предлагает хорошо подумать и вспомнить. Не вспоминается. Петро в свою очередь, отправляет милицию к соседу ниже. Он тоже Петро Мидянка, но только по паспорту, официально. В селе нашего соседа называют Петро Ивана Юрова, причём все три слова произносятся слитно и чуть ли не скороговоркой. Вот попробуйте сказать: сами не поймёте что вышло. Сельчане понимают сразу, я – нет. Более того, непомерно удивлена. Что? Что? Петро, расшифровывает "мой" Мидянка занятную цепочку, – имя соседа, Иван – его отец, Юрий – естественно, дед. Я удовлетворена ответом, киваю головой и успокаиваюсь, но неожиданно текст продолжается. Петро Ивана Юрова Олексикового, уточняет Мидянка. "А это кто?", – спрашиваю я окончательно сбитая с толку. Оказывается, прапрадед. Вот это генеалогическое древо! Моё собственное, по известным и не зависящим от нас причинам, замыкается на прадеде. Дальше - никто ничего не знает, и спросить уже не у кого. Разве что искать в архивах на востоке Украины. А тут не в памяти, а ежедневно на языке.
Но не всегда так сложно. Есть и сокращенные варианты. Например, баба Фиця Томашова. Просто, но только на первый взгляд. Фиця – Агафья, Гафия, а если подробно, то, говорит Мидянка, Фиця Томаша Федора Винтонюкового. О господи, опять тоже самое. Лучше бы он закатил семейный скандал.
Фиця – моя мечта. День, когда я её увидела, запомнился сладким замиранием сердца. Мой персонаж! Колоритна, уродлива, органична и естественна, как сама природа.
Баба Фиця Томашова магнитом тянет к себе не столько именем, сколько своим видом и образом жизни. Планирую сходить в гости, "пощупать" натуру и написать. Времени у меня мало: 83-летняя Фиця вот-вот отправится в горы. В долину она спускается на зимовку, ведёт за собой весь скот: коров, свиней, коз, стрижку, то есть, овец. Народ интуитивно знает, дополнений её имя не требует, потому что и так всё ясно: глыба, монолит.
Наша соседка, баба Анночка Цылькова называется ещё Анночка Цылька Ивана Дячишина. Цыль – отец, это понятно, Иван – дед, а вот Дячишина, тут генеалогическая мужская логика сдаётся и перетекает в женскую. Дячишина - прабабка бабы Анночки Цыльковой.
На днях знакомлюсь с хозяйкой магазина стройматериалов. И тут меня осеняет догадка: спрашиваю не Палаженчиха ли она? Точно, Палаженчиха. Это же надо так обозвать, обижаюсь я за неё. Палаженчиха слово большое, объёмное, буквы в нём неуживчивые, оно, слово, не держится кучи, растекается, как тесто. Поэтому Палаженчиха, представлялась мне толстой, обрюзгшей и почему-то всегда выпившей женщиной. Передо мной – стройная красавица в шубке из мерлушки и сапогах на каблучке. Пелагея – свекровь, мать мужа, которого в селе называют Цыль Палажин. От неё и пошло, зацепилось и осталось в семье общее на всех прозвище.
Бабе Дзвинячке тоже не повезло. И хотя "Дзвинячка" произносить хорошо и весело, в прозвище её живёт фамилия погибшего зятя.
Но вернёмся к Мидянкам. В селе их много. Только на одном клочке земли - целых два. Прямо замучили тавтологией. Из фамилий доминируют ещё Дудлы и Греси. Кажется, что остальные, существуют только для того, чтобы своими не укладывающимися в контекст Широкого Луга фамилиями, подчеркнуть общую сплочённость большинства.
Собственно, различить Мидянок, когда их пруд пруди, почти невозможно. Если Мидянка, то сразу возникает вопрос: какой из них, чей и откуда? С Липовец, Фонтеняса или Поковбов. Это не шифр, это – название приселков. Особенно люблю – Фонтеняс. Оно ассоциируются у меня с Фантомас. Уверена, что есть более пристойные версии.
Это там, на материке, он, Мидянка, – поэт, единственный и пока неповторимый, тут – для удобства вычленения из массы – Петро Попиканин, по маме, которая носила фамилию Попик. Есть варианты по отцу: Петро Миколая Лукового. "Луковый" – не от лука, а от луків, простите, по-русски – луг. Наверное, жил где-то в лугах, вот и зацепилось. Среди всех сельских Мидянок авторитет у Петра невысокий. Хижи мурованой нет, хозяйства тоже, значит, бедный, ущербный, ковдош. Поэзия – субстанция непонятная, эфемерная и несколько подозрительная, вот если денег даёт, тогда совсем другое дело. Сельчане, как все нормальные люди, полагают, что писатель за свой труд получает гонорар. С другой стороны, если получает, то куда его девает? Не видно. У всех видно, потому что и дом, и хлев и забор, а у него – ничего такого. Что-то тут не так. Поэтому не один человек в Луге не может высказаться однозначно о знаменитом односельчанине.
Наш сосед рассказывал мне, как "на чехах" он читал в газетах о своём земляке и был горд и счастлив, потому что почувствовал близость родины.
На рождество приходила колядовать церковная двадцатка, взрослые мужчины заполнили плотью небольшую кухоньку, растревожили сладко спящих котов. Двое – кремезные братья, водители местного автобуса задержались и ушли последними. На днях они прочитали статью в Тячевской районке и высказали общую признательность за то, что на их улице живёт знаменитый поэт. Спасибо Тячевской газете.
2011-03-26 / 00:19:00
Ой, Галя, моя любимая женщина!!! Сейчас пишу.
елена донченко 2011-03-25 / 23:00:00
Прочитала с большим удовольствием,такая прелесть...
Gala 2011-03-25 / 16:22:00
до Славіка Николая Орусового
Славіку, ви не могли сьте через мене, а не через Гавроша організовати представлення своюй серії в Ужгороді!???
Gala 2011-03-25 / 16:16:00
Людочка, привет! Всетви поздравлния получила!Привет Петру! Напиши мне! Твоя Г.М. П.С. Часто вспоминаю нашу встречу во Львове. Як там ваши друзи-ттварини?.
Rusyn Val 2011-03-22 / 22:25:00
2ярослав орос
Дякую.
ярослав орос 2011-03-22 / 21:36:00
Rusyn Val, 22.03.2011 16:47Цікаво Орос,як вас у Лузі кликали?
позаяк я та моя дружина обожнюємо дописи пані людмили, (але так склалося, що вже тута я пас, і мабуть, назавжди), але на запитання як мене в "Лузі кликали", аби петро миколович знову не вигадав якусь байку про мене, скажу - славік николая орусового...
Rusyn Val 2011-03-22 / 16:47:00
Супер!Людина зі сторони і зразу підмітила.Для нас,місцевих "Іван Петра Юрового" - звичайна річ.Ніколи не загострював на тому око.Мого тату кликали Николай Юри Николайового.Правда я не з Луга.Але не далеко.
Цікаво Орос,як вас у Лузі кликали?
Ember Zoltán 2011-03-21 / 13:14:00
Володя, и я жил в 224-м!
Жалко, что не с вами.
Кстати: в мее время никогда воды не было:)
Ember Zoltán 2011-03-21 / 13:10:00
Знакомая история. Шандор Петефи, который как и поэт, как и революционер-политик яркими буквами записал себя в венгерскую истприю, во время революции балатировался в депутаты в венгерский парламент. Его не только не избрали, но чуть не побили избиратели, и протолкнули такого человека, у которго " и крыша красивая была, и забор красивый был". Но если историки даже знают, как его звали, и то благодаря Петефи!
Как говорится: никто не может стат пророком в своей родине:)
Володимир 2011-03-21 / 11:28:00
Респект пані Людмилі за ці замальовки.
Може з часом вони еволюціонують у широке епічне полотно. Широкому Лугу - широку дорогу. Принаймні,читатиметься легше,ніж опуси Мідянки. Вітання Петрові
від співмешканця по блоку 224 четвертого гуртожитку.
ярослав орос 2011-03-19 / 00:11:00
я б не обзивав фіцю томашову, що Вона - "примітивна"... пані Фіця, коли ми разом випасали з нею корів на толоці в копаниці, то пані фіця мені розповідала дуже цікаві речі, що я й сьогодні їх викорисовую у своїй творах... зрозуміло, нині Вона, пані фіця, не чує... пані людмило, й ми, можливо, не дочуватимо з часом... фіця томашова - історія широкого лугу... я її пам*ятаю...