Предприятиям вернут обещанные льготы и гарантируют их неприкосновенность.
Предприятиям, работающим в спецзонах, все же придется платить налоги. Согласно законопроекту, прибыль субъектов СЭЗ и ТПР от реализации инвестпроектов будет облагаться налогом по ставке 12,5% (общая ставка налога на прибыль — 25%). Ранее в большинстве зон со специальным режимом налогообложения компании освобождались от уплаты этого налога в первые три-пять лет работы и только по истечении этого срока начинали уплачивать его по ставке 50% от действующей. Кроме того, компании спецзон собираются освободить от уплаты земельного налога и дать им возможность в первый год реализации инвестпроекта применять ускоренную амортизацию основных фондов. Все остальные налоги придется уплачивать на общих основаниях. Документ не планирует реанимировать льготы по уплате импортных пошлин (исключение — нулевая ставка пошлины на ввоз оборудования и программного обеспечения для собственных нужд), НДС и акциза с произведенных в рамках спецрежимов товаров. «Ранее именно из-за таких льгот существенно искажалась конкурентная среда, и как раз эти льготы приводили к наибольшим потерям для бюджета», — отмечает эксперт Международного центра перспективных исследований Анна Чередниченко. Государство берет на себя гарантии сохранить льготный режим налогообложения для зарегистрированных в спецзонах предприятий до завершения ими реализации инвестпроекта.
Впрочем, реальный объем льгот для компаний из ТПР может оказаться куда больше. В соответствии с законопроектом специальная правительственная комиссия может принять решение о наделении особо значимого инвестиционного проекта преференциями по уплате НДС и пошлины на импортное оборудование и программное обеспечение, ввозимые для собственных нужд. «Принятие решения о предоставлении льгот на основании субъективного фактора всегда чревато коррупцией. Ведь в законе не прописано, как именно определять «исключительность» того или иного проекта», — комментирует эту норму директор департамента контрактного права и недвижимости юридической фирмы «Салком» Алексей Кот.
Но главное нарекание экспертов вызывает даже не объем льгот, которыми снова будут пользоваться компании, работающие в условиях спецрежимов, а возможность безналогового вывоза продукции с территории спецзон. «Создание специальных таможенных зон предусмотрено лишь для вновь создающихся ТПР, а вот для тех, что существовали раньше, нет. А без этого снова будет возможно применение простой схемы ввоза импортных товаров безо всяких налогов и пошлин через территории со специальным режимом налогообложения», — опасается г-жа Чередниченко.
По данным Минэкономики Украины, на 1 декабря 2006 г. в СЭЗах были начаты 169 проектов на $1,801 млрд., из которых $1,28 млрд. — иностранные инвестиции. Из указанной суммы реально привлечено $396,2 млн. В ТПР началась реализация 286 проектов на $4,6394 млрд., в том числе на $2,878 млрд. иностранного капитала (привлечено $1,07 млрд.). Наибольший объем налоговых поступлений за январь — ноябрь прошлого года из числа СЭЗ обеспечила «Закарпатье» — почти 410 млн. грн., «Порт Крым» не дал ни копейки. В лидерах среди ТПР — Донецкая обл. (около 857,5 млн. грн.), аутсайдер — Черниговская обл. (менее 2,1 млн. грн.).
СВЕТЛАНА ИВАНОВА, «ДС»
05 лютого 2007р.
Теги: