По его словам, в последнее время все чаще возникают "инициативы органов местного самоуправления по возрождению фактически бездействующих воздушных ворот городов и даже по переоборудованию имеющихся военных аэродромов под гражданские нужды, заявляя при этом, что аэропорты смогут принимать среднемагистральные лайнеры семейств Boeing-737 и Airbus A320". "Инициативы муниципалитетов, в принципе, похвальны. Однако зачастую такие проекты, которые требуют значительных инвестиций в основном за счет средств государственного или региональных бюджетов, не имеют реальных расчетов по окупаемости и не имеют реальных прогнозов по пассажиропотокам", - отметил эксперт. "Очевидно, что для загрузки среднемагистрального лайнера, - а указанные типы воздушных суден рассчитаны на перевозку от 110 до 160 пассажиров, - нужны довольно веские обоснования... Сомневаюсь, что авиакомпании согласятся эксплуатировать маршруты, где загрузка будет составлять 10-15%. Хотя следует признать, что взлетно-посадочные полосы во многих городах Украины могут быть сертифицированы для приема Boeing -737 и А320", - подчеркнул А.Кава.
Он выразил уверенность в том, что финансирование проектов возрождения или создания новых аэропортов должно проводиться на основе реальных оценок пассажиропотоков, а также наличия предварительных договоренностей с авиакомпаниями, готовыми выполнять регулярные и чартерные рейсы в объемах, которые бы позволили обеспечить рентабельную работу аэропортов. В сложившейся ситуации импульсом для развития региональных аэропортов может стать появление в парках украинских авиакомпаний региональных самолетов и "даже создание новых региональных авиакомпаний", так как "именно региональные самолеты составляют значительную часть авиационных парков стран ЕС".
По мнению эксперта, в Украине этот рынок может быть покрыт за счет турбовинтовых лайнеров Ан-140 (способен перевозить до 52 пассажиров - ред.) и реактивных лайнеров Ан-148 (до 80 пассажиров - ред.). Однако для его полного заполнения нужны еще самолеты меньшего класса, рассчитанные на перевозку 15-37 человек. "Фактически этот сегмент раньше перекрывался самолетами типа Як-40 и Турболет L 410, однако обе модели сильно устарели и неэкономичны в эксплуатации", - заявил А.Кава, добавив, что "именно самолетами, рассчитанными на перевозку до 37 пассажиров, сейчас наиболее реально заполнить как на многие внутренние линии (сообщением областной центр-столица и областной центр-областной центр), так и на международные линии из областных центров Украины и линии из Киева в средние города соседних стран".
"Убежден, что Министерству транспорта и связи следует пересмотреть свою политику по импорту в Украину региональных самолетов класса, который не выпускается на территории Украины, и содействовать появлению новых лайнеров такого класса. Однако ведомству не следует повторять ошибки, допущенные при создании нормативной базы по импорту средне- и дальнемагистральных самолетов, которые привели к тому, что Украину фактически завали старыми лайнерами, отлетавшими в парках иностранных авиакомпаний не менее десяти лет. Развитие авиационных перевозок на региональных самолетах в Украине способно возродить многие бездействующие региональные аэропорты, а также в значительной степени способствовать развитию как внутреннего, так и международного авиационного сообщения", - подытожил эксперт.
ЛIГАБiзнесIнформ
20 листопада 2006р.
Теги: