Якщо в СЕЗ "Закарпаття" було налагоджено виробництво автівок "Шкода", то пільгами в донецьких СЕЗ користувалися в основному м’ясокомбінати

(Мовою оригіналу)
Президент Украины Виктор Ющенко поручил правительству разработать механизм компенсации инвесторам потерь от ликвидации свободных экономических зон. По мнению юристов, введение компенсации может спровоцировать цепную реакцию в виде исков в счет недополученных за период ликвидации льгот в СЭЗ, что приведет к фатальным для бюджета суммам выплат.

Якщо в СЕЗ "Закарпаття" було налагоджено виробництво автівок "Шкода", то пільгами в донецьких СЕЗ користувалися в основному м’ясокомбінатиДо декабря текущего года Кабинет Министров должен обеспечить введение компенсаций для инвесторов, работающих в свободных экономических зонах и на территориях приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности. Об этом сказано в указе Виктора Ющенко № 1513 от 28 октября, опубликованном на официальном сайте президента. Кабмину поручено в месячный срок обеспечить внедрение компенсационных механизмов для инвесторов в связи с отменой законом «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год» и в некоторые другие законодательные акты Украины» льготного режима инвестиционной деятельности.

Напомним, в марте Верховная Рада приняла предложенное Кабмином изменение в бюджет 2005 года, которым, в частности, отменила льготы, ранее предоставленные для СЭЗ и ТПР. На дату ликвидации льгот, в Украине было создано 11 СЭЗ и 9 территорий приоритетного развития, которые в целом занимали 10% территории Украины. Предприятия, работающие в СЭЗ и ТПР, получали в среднем в год льготы на 8,4 млрд. гривен, уплачивая в бюджет 3,5 млрд. гривен налогов.

Среди главных мотивов ликвидации преференций Кабмин назвал использование налоговых льгот не столько для наращивания производства, сколько для использования в схемах минимизации налогообложения. В списке главных «минимизаторов» числились СЭЗ и ТРП Донецкой области, ставшие в результате главными поставщиками в Украину мяса. Минфин мотивировал отказ от льгот статисткой: уровень инвестиций в СЭЗ и ТПР составляет 11,5% от всех инвестиций в Украину. То есть 90% инвесторам для того, чтобы работать в Украине, льготы попросту не нужны. Емкий рынок, растущий потребительский спрос оказались для них достаточными аргументами для вкладывания денег.

Главные лоббисты возврата льгот и разработки компенсационных мер не скрывают своих имен. Указ в минувшую субботу представлял нынешний секретарь СНБО Анатолий Кинах. По совместительству – глава Партии промышленников и предпринимателей и Федерации работодателей Украины. На своем брифинге, со ссылкой на заседание СНБО 28 октября, Кинах сообщил, что Ющенко поручил Минэкономики внести предложения по компенсациям честным инвесторам в СЭЗ в течение 10 дней. По словам Кинаха, 170 из проверенных 590 проверенных инвестиционных проектов в СЭЗ были четко выполнены согласно с условиями, на которых они заключались. Трудно не согласиться с такими выводами. СЭЗ – СЭЗу рознь. Если в СЭЗ «Закарпатье» было налажено производство автомобилей «Шкода», то льготами в донецких СЭЗ, как упоминалось выше, пользовались в основном мясокомбинаты.

По мнению Кинаха, компенсации помогут восстановить права инвесторов и будут способствовать повышению доверия инвесторов к украинской экономике.

Эксперты называют решение президента больше политическим, чем экономически оправданным. В своем стремлении доказать неоправданность действий кабинета Юлии Тимошенко, президент подставляет страну под удар со стороны иностранных инвесторов. Подписание указа с юридической точки зрения свидетельствует о признании неправомерных действий со стороны государства за 9 месяцев. В результате государство грозит получить сюрприз в виде исков от тех же инвесторов, в которых будет фигурировать требования возместить не только моральный ущерб, но и недополученные за этот период прибыли. Не исключено, что общая сумма претензий может превысить сумму предоставленных льгот.

Не исключен и личный интерес г-на Кинаха к возврату льгот и выплате компенсаций инвесторам в СЭЗ. Нынешний глава Совбеза имел непосредственное отношение к созданию СЭЗ «Николаев», которая создана на базе николаевских судостроительных заводов. В ней на сегодняшний день здесь стабильно работает лишь один «Океан», принадлежащий голландской компании «Дамен-Шипярдз». Что касаеться крупнейшего в Украине Черноморского судостроительного завода и «Завода имени 61 коммунара», то их положение более чем плачевное. Тем не менее, например, на территории ЧСЗ вовсю идет строительство частных портов, через которые идут значительные товарные потоки. Надо полагать, что владельцы портов не преминули воспользоваться налоговыми льготами, предоставленными государством.

Что касаеться судьбы указа, знатоки кулуарной украинской политики пророчат ему светлое будущее. Скорее всего, Кабмин постарается уложиться в отведенный ему 10-дневный срок и подготовит соответствующие изменения в государственный бюджет на этот год. После чего его ждет беспроблемное прохождение в парламенте, в котором целые фракции, например такие как имеющие донецкие корни «Регионы Украины» заинтересованы в возврате налоговой вольницы. Тем более, что и выборы на носу, а они являются делом затратным. Источником же компенсации, скорее всего, станут деньги, полученные от продажи «Криворожстали».
"Трибуна"
02 квітня 2007р.

Теги:

Коментарі

НОВИНИ: Економіка

11:16
/ 20
На Тячівщині виробник меблів планує залучити 160 працівників із Бангладеш
11:26
Продовольча та сільськогосподарська організація ООН (ФАО) вирішила підтримувати малих виробників вина Одеської та Закарпатської областей
18:05
/ 1
Торік на Закарпатті функціонувало 48,8 тис. суб’єктів господарювання, з яких 5,7 тис. – підприємств-юридичних осіб, 43,1 тис. – фізичних осіб-підприємців
00:07
/ 2
Кабмін зареєстрував новий індустріальний парк "Мужай" на території Берегівської громади
16:50
/ 59
НБУ визнав закарпатський "Комінвестбанк" банкрутом
14:26
/ 1
Цьогоріч на Закарпатті за 11 місяців сплатили туристичного збору на 4,2% більше, ніж торік
17:30
За січень–вересень 2024-го на Закарпатті коефіцієнт покриття експортом імпорту становив 0,93
17:38
У пункті пропуску "Лужанка – Берегшурань" запустили оформлення вантажівок
17:20
/ 6
Євроколію на ділянці "Чоп-Ужгород" не зможуть побудувати до кінця року
16:32
/ 1
У Франції відкрили перше у світі індустріальне виробництво целюлози з опалого листя на основі стартапу закарпатця Валентина Фречки
01:03
/ 8
На Закарпатті наразі перебуває 40% усього релокованого бізнесу України
20:35
На третій рік війни об'єми будівництва в Ужгороді майже втричі перевищили довоєнні показники – ЛУН
22:24
Зміни в митному законодавстві ЄС спричинили черги вантажівок перед КПП "Вишнє Нємецьке - Ужгород"
23:35
/ 1
Пов'язана із львівським бізнесменом фірма купила ще один дозвіл на видобуток мінеральної води на Закарпатті
11:11
/ 3
Посуха знищила більшу частину врожаю хурми на Закарпатті
22:05
Торік з прибутками спрацювали 73% підприємств Закарпаття
11:19
АРМА оголосила конкурс на управління ключовим логістичним комплексом Закарпаття "Термінал Карпати"
15:47
/ 2
Завершення будівництва євроколії на ділянці Чоп—Ужгород заплановано на 2025 рік
11:31
/ 1
На аукціонах "Земельного банку" за суборенду землі на Закарпатті ціна за гектар сягла майже 10 000 грн
00:59
/ 3
Підняття мінімальних роздрібних цін на вино стане подарунком для продавців "лівого" вина – Гарновдій
14:59
/ 3
Триває активна фаза будівництва євроколії між Чопом та Ужгородом – "Укрзалізниця"
11:13
Через закарпатську митницю найбільше експортують зерно та деревину, а імпортують - легковики та вантажівки
15:01
Цьогоріч на Закарпатській митниці найбільше податків сплачено за ввезення автомобілів, моніторів і проєкторів, телефонів та водонагрівачів
13:47
/ 1
Індустріальний парк на Берегівщині, один з трьох в Україні, отримає державні 148 млн грн на будівництво залізничних колій та електричної інфраструктури
16:31
З початку року на Закарпатті ціни на продукти харчування та безалкогольні напої зросли на 3,3%
» Всі новини