Сергій ФЕДАКА.
— Что вы думаете о решении облсовета?
— Это этноцирк. Понятно, что ”русин” — не национальность. Но Закарпатский облсовет постановил внести ее в областной реестр национальностей и обратиться в Верховную Раду с предложением утвердить новоиспеченных ”русинов” на общегосударственном уровне.
На Закарпатье эта инициатива в целом воспринята достаточно несерьезно. Местные пресса и интернет-сайты переполнены критическими отзывами. Ведь ”русины” — древнее название всех украинцев. Делать из этого что-то отдельное — это если бы россияне захотели создать отдельную национальность — скажем, ”москали”.
— Что вызвало такое решение облсовета?
— Корни уходят в 1990 год. Тогда в качестве альтернативы Народному Руху зарегистрировали антиукраинское ”Общество подкарпатских Русинов”. В 1993 году они провозгласили ”Временное правительство Подкарпатской Руси” — клоунскую организацию, которая очень много создавала шума. Потом в ней начались дробление, грызня. И сейчас существует хороший десяток разных русинских организаций. К 1995-му это движение было приглушено. Но в последние годы вирус снова активизировался. Теперь даже легализуют такие общества через областной Совет.
— Имеет ли эта идея поддержку у закарпатцев?
— Есть определенная часть населения, которая ее поддерживает. Главным образом из эпатажных соображений. Сейчас Украина переживает сложное время: коррупция, политиканство, низкий жизненный уровень. Все это — питательная почва для сепаратистских идей. Мол, украинцем сейчас быть очень не престижно. Поэтому находятся такие, которым легче заявить: я русин, гугенот — кто-нибудь, только не украинец.
— Кто основные проводники идеи русинства?
— В первую очередь — канадский профессор Пол Магочи, который всячески ее поддерживает и раздувает. Также профессор Иван Поп, который сейчас живет в Чехии. В Ужгороде есть целый ряд других идеологов. В частности депутат областного совета и инициатор его решения Евгений Жупан. Еще отец Дмитрий Сидор, тоже большой активист. Найдется еще несколько десятков более мелких.
— Есть ли противодействие узакониванию ” русинства”?
— Болезненный вопрос. Организованное украи нство на Закарпатье сейчас так же ослаблено, как и по всей Украине. Каких-то серьезных сил нет, национально-патриотические партии практически на нуле. Поэтому противодействие существует только со стороны отдельных ученых, журналистов, отдельных активистов. Свои заявления обнародовали краевая ”Просв іта”, БЮТ. Создать какой-то единый фронт пока что не удалось.
— Что означает признание русинов отдельной нацией на практике?
— Прямых юридических последствий решение областного совета пока что не имеет. Оно политическое. Такой себе пробный шарик — бросить его наугад и посмотреть, как на это будет реагировать общественность Закарпатья и всей Украины. А самое главное - как будет реагировать центральная власть. Мол, может, в нынешней междоусобице как-то удастся зарегистрировать русинов, выбить бюджетное финансирование. Вклиниться между Балогой, Морозом, Януковичем, Ющенко. Однако за этим решением пойдут другие, более радикальные.
— Не вырастут ли сепаратистские требования среди других национальных обществ Закарпатья?
— Наиболее интересно то, что в преамбуле решения облсовета говорится: ”Этот шаг имеет целью снижение политического напряжения в Закарпатье, недопущение межнациональных конфликтов”. Но такие заявления, как пожар, который гасят бензином. Его фактически брызнули, и сейчас разгораются страсти. Большинство активного населения это решение критикует.
Павел ВОЛЬВАЧ, "Газета по-украински"
28 березня 2007р.
Теги: