Но в Ужгороде такой техники нет. Фильм теряет в зрелищах, зато у нас люди, наверное, обратили больше внимания не на внешние эффекты, а на содержание. Лента о попытке завоевания землянами (американцами) планеты Пандоры, населенной принципиально иной цивилизацией, чем мы. Но публика напоминает толи индейцев, толи чернокожих Африки, которых предки космических колонизаторов успешно истребляли на Земле.
Что касается Африки, процесс продолжается и дальше, что же касается индейцев, то остатки их уже практически спились в своих резервациях. В кино же побеждают именно те, кто должен быть принесен на алтарь глобальной цивилизации. Фильм получился откровенно антиамериканским. Если бы Камерон жил во времена Маккарти и его "охоты на ведьм", немедленно был бы арестован. Но не только. Фильм запрещен в конфуцианско-коммунистическом Китае - наверное, увидели там параллели с борьбой Пекина против Тибета.
Высказался против и Ватикан. Главный герой Джейк Салли, который сначала хотя бы формально был христианином, в финале переходит в веру Пандоры - это очень радикальный пантеизм, обожествление природы с культом конкретного дерева. Кстати, натура снималась на Гавайях. Короче, фильм максимально эпатажный. Какбы и дурковатый, но с очень четкой идейной нагрузкой. Сначала удивляешься, как Камерон такое снял. Ведь он не революционер, а классический конформист.
А потом понимаешь: именно поэтому и снял. Чтобы понравиться большинству потенциальных зрителей. Американский экспансионизм и привычка поучать всех на свете (причем с каждым годом это делается все тупее) задрали уже самих янки. Поэтому на прошлых своих выборах они голосовали не столько за, сколько против - против ковбоя Буша и его преемника-республиканца. Б. Обама пришел к власти на антивоенных лозунгах и сейчас теряет рейтинг из-за невыполнения их.
Американский милитаризм стал одной из причин нынешнего финансового кризиса. Все больше людей настраивается против американских авантюр на Балканах и Ближнем и Среднем Востоке. Фильм является проявлением этих настроений. Мировая кинематографическая элита демонстративно поддержала эти настроения, присудив картине премию "Золотой глобус" и предсказывая Оскар. Фильм говорит и о тех, кто способен победить глобализм. Аватар - это существо, которое объединяет две природы. Тело у нее, как у жителя Пандоры, но с помощью нейропсихологических технологий туда "вселяют" сознание землянина. Делается это, чтобы созздать идеального разведчика, агента влияния. Однако в ленте тело, природа наконец начинает доминировать над привнесенным сознанием, подчиняет его себе. В реальности американскую мечту прививали многим нациям - прежде всего латиноамериканским. Наиболее ярко это проявилось в Бразилии с ее кажущимся экономическим чудом и более ощутимыми социальными проблемами.
То же самое совершается по отношению к европейцам, менее успешно относительно в отношении так называемой старой Европы, более - в отношении новой. Довольно бездарно это делается в отношении Украины, но попытки ощутимы. По Камерону, глобализм будет преодолен именно такими нациями с навязанной нам двойной природой. Самый яркий пример, конечно, арабы, которые переняли все технические достижения американской цивилизации, но упрямо держатся за родной ислам. Таким образом, фильм получился трехмерным не только по форме, но и по сути.
Широкая публика много говорит о спецэффектах, снобы критикуют работу за отсутствие эстетических достоинств, ибо многие заимствованы из диснеевского фильма 1995 г. "Пакахонтас", не говоря уже о классических вестернах. Зато средний слой зрителей таки проникся идеей ленты, ее пусть и очень схематической, но философией - пантеистическим материализмом. Родное, свое в конце концов берет верх над привнесенной технологии, над привнесенными извне идеями о том, как надо жить.
Ссылки на чужой опыт уже не срабатывают в Украине. Нам свое делать. Длительный роман с Россией и более короткий с Западом истекают. Впереди возвращение к себе. Настроения сейчас совсем иные, чем полтора-два десятилетия назад.