Не корысти ради
Жизнь наших библиотек на общем кризисном фоне на первый взгляд выглядит неплохо: зарплату сотрудникам выплачивают вовремя, деньги на закупку книг и подписку периодики выделяют, их компьютеризация проводится активно, обветшавшие помещения потихоньку ремонтируют. Но если копнуть глубже, на поверхность всплывают неприятные нюансы. "Зарплаты у нас всегда были небольшие, — разъясняет директор Закарпатской областной универсальной научной библиотеки Людмила Григаш. — В прошлом году, правда, ситуация немного улучшилась: по отраслевому договору между профсоюзами нам подняли оклады. Но радоваться долго не пришлось — отменили привязку к официальному минимуму! Так что сегодня минимальная зарплата в стране — 605 грн, а нам считают по коэффициенту от 545 грн. Боюсь, что к концу года оклад уборщиц, которым регулярно пересчитывают зарплату, сравняется с нашими не пересчитанными… Где найдешь людей, готовых работать за такие деньги? Пока трудятся "старые кадры", а что будет дальше — даже представить сложно".
Раньше ежегодно выпускалось около 500 библиотекарей, так что квалифицированных специалистов хватало даже для сельских библиотек. Сейчас же их готовит только Институт культуры, да и то не больше 12 человек в год. А при зарплате рядового специалиста в 900 грн и немудрено, что сейчас дипломированных парикмахеров и визажистов намного больше, чем библиотекарей!
А ведь библиотекарем, если подумать, стать может далеко не каждый даже при желании: нужен человек умный, эрудированный, да еще и хорошо ориентирующийся в общеизвестных… аббревиатурах! Т. е., библиотекарь просто обязан знать, что такое НАТО, ПДЧ и прочие современные (и не только!) сокращения. А также уметь быстро находить произведение, если ему скажут лишь несколько предложений. "Пару дней назад позвонила женщина, процитировала первые строки стиха (не знала ни автора, ни времени его написания) и попросила найти, — делится нюансами своей работы вице-президент Украинской библиотечной ассоциации, директор публичной библиотеки им. Л. Украинки Людмила Ковальчук. — Наши специалисты нашли это произведение за пару минут. И такая оперативность — норма в нашей работе, а не исключение". При Союзе, по словам Ковальчук, ежегодно выпускалось около 500 библиотекарей, так что квалифицированных специалистов хватало даже для сельских библиотек. Сейчас же их готовит только Институт культуры, да и то не больше 12 человек в год.
Понятно, что еще лет 5 — и библиотекаря днем с огнем не сыщешь. Но такая плачевная ситуация с кадрами не удивительна. В эру, когда страной и умами ее граждан руководят деньги, немного желающих осваивать финансово непривлекательную профессию. Нынешние абитуриенты после получения диплома желают зарабатывать сразу и много! Но предложить им хорошие зарплаты в библиотеках не могут: рядовой специалист получает около… 900 грн, заведующая — в районе 1200. Так что вполне закономерен шаг вузов, раньше готовивших библиографов, переквалифицироваться. Даже те, кто подготовку этих специалистов оставили, урезали количество учащихся до минимума. И немудрено, что сейчас дипломированных парикмахеров и визажистов намного больше, чем библиотекарей! "Недавно, чтобы познакомиться со спецификой работы, к нам пришли 12 студентов, — делится наболевшим Людмила Ковальчук. — Я долго перед ними распиналась, стараясь объяснить все как можно доходчивее, а потом смотрю и понимаю — зря. Они даже не пытались изображать заинтересованность! Внимательно слушали только двое из двенадцати. Остальным, скорее всего, просто нужна корочка о высшем образовании…"
С вещами на выход
Но если бы этим исчерпывались все их беды! Многие библиотекари, с которыми удалось пообщаться корреспонденту "Новой", жаловались, что у местных властей постоянное желание экспроприировать библиотечные помещения. Ведь большинство библиотек занимают хорошие здания в центре города — в советские времена читальни уважали. Не то что сегодня, когда власть имущих мужей интересует лишь прибыль! Так что "проживание" библиотек в козырных местах мешает их спокойному сну. Да и кому нынче понравится учреждение, арендующее помещение — согласно законодательству — всего за 1 грн, когда с других арендаторов можно содрать не меньше $15 за "квадрат"?! Именно поэтому уничтожили, отправив ее на выселки (фактически в никуда) детскую библиотеку в Полтаве. Такая же горькая участь постигла и две столичные библиотеки, которые раньше находились на Подоле.
"Сейчас просто дикость какая-то творится! Судите сами: наша библиотека открылась еще в 1943-м — 6 ноября столицу освободили от фашистских оккупантов, а 17-го Киевсовет принял решение о создании 8 библиотек. А сегодня мне говорят: "Время тяжелое…" Неужели раньше было легче?! — недоумевает Людмила Ковальчук. — Ведь в 43-м немцев еще до Житомира не успели догнать, а библиотеки в Киеве уже вовсю открывались… А в прошлом году пришел к нам владелец и сказал: "Извольте выйти вон!" Мы долго боролись, дошли до руководства страны — и парламент принял закон, запрещающий выселять библиотеки. Но недавно нам прислали "письмо счастья", где недвусмысленно "намекнули" на необходимость жить "по-новому": платить немалые деньги за аренду. Мол, все помещение продано, и первый этаж, где мы разместились, тоже. Да новый хозяин сразу "запамятовал", что мы бюджетники и платим, независимо от площадей, символическую 1 гривню в год. Возможно, это просто недоразумение: в своем письме на имя владельца помещения я напомнила о запрете". Хотя, честно говоря, лично мне в "недоразумение" верится слабо.
Обделенные меньшинства
Оставляют желать лучшего и библиотечные фонды, хотя критической, поскольку деньги на периодику местные бюджеты таки выделяют, ситуацию не назовешь. "В этом году нам дали на подписку около 100 тысяч гривен, — говорит директор Централизованной библиотечной системы для взрослых, куда входят 16 коммунальных библиотек г. Луганска, Людмила Ткаченко. — Так что тут все в порядке. Решается пока и вопрос с деньгами на книги". Научная, техническая, экономическая, отраслевая, юридическая литература в библиотеки поступает. Непростая ситуация сложилась разве что с детскими книгами и литературой для нацменьшинств.
"Закарпатье — край многонациональный, тут компактно живут и венгры, и словаки, и румыны. Но за годы независимости мы почти не пополняли эти фонды, — сетует Людмила Григаш. — В прошлом году, к примеру, на румынском получили всего 4 книги, да и те в подарок! При Союзе были специальные коллекторы, куда поступали книги из издательств, а оттуда они уже распределялись по библиотекам. Ныне старая система разрушена, а новой нет". Бюджетных же денег, чтобы возобновить и регулярно пополнять эти фонды, не хватает. Да и пока деньги придут, самые ходовые издания уже распродаются.
Чаще всего пополнение фондов происходит за счет госпрограмм, например: "Функционирование и развитие украинского языка" или "Украинская книга". "Это хорошее подспорье — литература передается нам бесплатно и доходит почти до каждой сельской библиотеки, — уверяет Людмила Ткаченко. — Хотя, конечно, неплохо было бы иметь достаточно средств на закупку самых популярных и нужных людям книг. А потребности своих читателей мы знаем — постоянно ведем тетрадь так называемого неудовлетворенного спроса". Помогают книгами и авторы — дарят библиотекам свои новые издания. Кое-что, в заботе о своих людях, подбрасывают посольства. Как говорится, с миру по нитке… Но если библиотеки так и не дождутся внимания государства, этих усилий для их спасения в нашем жестком мире может не хватить.