Один из них - Федор Михайлович Потушняк, который творил буквально во всех родах и жанрах литературы, а еще был этнографом, археологом, филологом, литературоведом. Одним словом, гуманитарий в самом широком понимании. К сожалению, его авангардная поэзия возвращается к нам только сейчас - благодаря недавно изданному сборнику «Мой сад». А на днях на праздновании 99-летия со дня рождения известного закарпатского писателя Федора Потушняка в его родном селе Осий состоялись литературные чтения. Иван Петровций, являющийся отдаленным родственником писателя, поделился воспоминаниями об общении с семьей.
Оказывается, прадед Петровция был настоящим местным опришком, а отец Потушняка - сельским старостой. На той почве имели острый конфликт, из-за которого опришок схватился за ружье. К счастью не попал. Старый Михаил Потушняк трижды ездил за границу на заработки, благодаря чему и смог потом поднять своих сыновей. А два рода, между которыми была стрельба, в конце концов даже породичались. Юный Федор учился В Береговской гимназии, куда по иронии судьбы власти направляли преподавать наиболее ярых украинских националистов - эмигрантов из Галичины и УНР.
Затем Прага и знакомство с первоисточниками , с самой модерной европейской, прежде всего французской поэзией. Учительствование в родном крае, который объехал на велосипеде вдоль и поперек, собирая этнографические и археологические артефакты. Работа в Подкарпатском обществе наук, плодотворная издательская деятельность, многочисленные сборники стихов. Мобилизация на фронт, переход на советскую сторону, отбываниее плена в Ивано-Франковске (тогда еще Станиславе), возвращение домой благодаря П. Линтуру, преподавание в университете, который съел немало нервов и сократил возраст. Идеологические проскрипции, кампании в прессе и ранняя смерть за несколько недель до 50-летия. Но сколько же разнообразных текстов и какого высокого качества он успел опубликовать!
Осталась огромная библиотека в отцовской хате в Осое - одна из самых богатых частных библиотек на Закарпатье. Немало сгорело вместе с той хатой, кое-что хранилось у И. Петровция. Поэтому не удивительно, что по инициативе сельского головы Василия Турянина и главы культурного фонда «Спадщына» Мирослава Паппа решено провозгласить следующий год, который остался до столетнего юбилея, «Годом Потушняка» - если, конечно, эту идею поддержит местная интеллигенция. В планах энтузиастов привлечь внимание широкой общественности как в крае, так и по другую сторону Карпат, к этой необычной фигуре ренессансного масштаба.
Среди ближайших (и самых дешевых) замыслов, которые уже начали реализовываться - выпуск памятного значка с портретом Потушняка, учебной карты к курсу литературного краеведения «Путями Потушняка». Сельские предприниматели пообещали оказать содействие установлению в Осое мемориальной доски. Планируется и ряд массовых акций, одной из первых станет в мае литературно-художественный фестиваль в том же Осое. Идеально было бы собрать подробные воспоминания учеников Потушняка, которых немало среди нынешней научной элиты края. В эти же дни поступила и печальная весть - умер после продолжительной болезни сын юбиляра, археолог Михаил Потушняк.
Однако число почитателей творческого наследия Ф. Потушняка таки растет. Дело чести - отметить юбилей так, чтобы он прозвучал на всю Украину, по-настоящему вернулся на родную землю. Для этого уже немало сделали этнограф М. Тиводар, литературовед Л. Голомб, издатели И. Ребрик и Д. Федака, писатель В. Кузан. Но немало еще предстоит сделать. Это нужно не столько самому Потушняку, который созерцает нас сейчас с высоты вечности, сколько нам самим, чтобы через призму его произведений понять свое место в этом мире, в этой стране, на нашей родной Карпатской земле.