Рост цен на внутреннем рынке Украины будет провоцироваться как внутренними, так и внешними факторами. Среди первых наиболее существенный вклад внесет образовавшийся разрыв между спросом и предложением. Украинские автопроизводители наращивают производство стремительными темпами, а импортеры едва ли не удваивают ввоз иномарок, однако все равно не успевают удовлетворять потребности украинцев.
В І квартале текущего года внутренние продажи авто увеличились на 70%. Стоит отметить, что наиболее популярными остаются легковушки низшего ценового сегмента, в частности Lada, Daewoo, и Chevrolet. Уже сегодня для того, чтобы приобрести машину этих брендов, покупателю придется простоять в очереди от одного месяца до полугода. В сложившейся ситуации компании, вряд ли, упустят возможность поднять цены на свою продукцию. Украинских автопроизводителей к этому будет толкать и желание компенсировать возрастание издержек, связанных с отменой налоговых льгот в этом году и тотальным подорожанием материалов и рабочей силы.
За последние два года стоимость нефти (основа для производства пластмассовых и резиновых изделий) выросла в два раза, холоднокатаного листа (производство кузова) в 1,8 раза, а средняя заработная плата в 1,6 раз. К этому стоит добавить перманентный рост цен на электроэнергию и газ, а также увеличение фискального давления, в частности, отменой налоговых векселей. При этом, производители в этот период воздерживались от повышения цен на свои автомобили.
Кроме роста производственных затрат, свою лепту в подорожание автомобилей вносят валютные колебания. В частности, стремительное падение курса доллара по отношению к евро привело к росту не только различных компонентов автомобилей, которые импортируются с ЕС в Украину, но и собственно ввозимых машин. Стоит отметить, что большая часть импорта (за исключением «ВАЗов») приходится именно на европейские страны.
В этой связи, в наиболее тяжелом положении оказалась украинская компания «Еврокар», которая производит крупно- и мелкоузловую сборку европейских машин в Закарпатье. Долгое время компания осуществляла продажи машин в эквиваленте евро, однако в последние два года только из-за падения доллара ее авто на украинском рынке подорожали на 40%. В связи с этим, «Еврокар» привязал стоимость продаж к американской валюте, однако цены на комплектующие, которые закупаются в ЕС, по прежнему выражаются в евро, вследствие чего компания несет дополнительные финансовые издержки.
О грядущем повышении цен уже объявил один из крупнейших импортеров в Украину – «АвтоВАЗ». Новинки компании стоят уже не менее $12-14 тыс., что еще несколько лет назад считалось ценой машин среднего сегмента. К слову, в этом году россияне решили строго дозировать поставки своих машин и автокомплектов в Украину, что поможет им поддерживать дефицит своей продукции на рыке, создавая таким образом искусственный ажиотаж.