Идея фестиваля родилась в 2004 году и принадлежит профессору Харьковского университета искусств Александру Инюточкину. Координатор фестиваля Ирина Цыпина сообщила, что «ANIMA» задумывалась как собрание разнообразных видов анимации, например известных театров предметов, рук. Отсюда пошло и название — понятное представителям любых национальностей.
— Каждый год мы стараемся пригласить разные театры кукол, чтобы на фестивале было разнообразие не только жанров, стилей, направлений, но и стран. Так, планировалось, что в этот раз участие в «ANIMA» примут даже аргентинцы, но, к сожалению, приехать в Украину у них не получилось. Из-за недостатка финансирования мы не смогли пригласить и многие коллективы, которые хотели участвовать. Лично мне очень хотелось, чтобы к нам приехала девушка из Германии. Она играет одна. И спектакль заключается в том, что актриса оживляет спроецированное на ее же тело изображение. То есть на сцене мы видим не только ее саму, но и какие-то лица, руки, а иногда и нечеловеческие изображения. Ощущение такое, что на сцене находится не один человек, а несколько. Надеюсь, что в следующем году нам удастся пригласить ее на гастроли, — сказала Ирина Цыпина.
В 2004 году Гран-при фестиваля увезли с собой голландцы. В этот же раз лавры первенства абсолютно заслуженно достались Закарпатскому областному театру кукол «Бавка», который представил прекрасный фольклорный спектакль «Недотепа із Вертепа», рассказывающий о мальчике Митрике из села Вертеп. Второе место жюри присудило веселому итальянцу Агостино Кассиабе. Свой спектакль автор, а заодно и режиссер, и художник, и исполнитель создал из небольших фрагментов жизни, каждый из которых представляет новая марионетка. Присутствующие в зале студенты — будущие кукольники — были просто в восторге от того, что герои Кассиабе могут «самостоятельно» раздеваться, фотографировать зал настоящим фотоаппаратом и показывать зрителям фото, выдавать сложные па и превосходно исполнять танец живота. А обычная с виду швабра, вмиг превратившаяся в забавную собаку, особенно порадовала малышей.
Третью премию фестиваля «ANIMA» завоевал Харьковский государственный академический театр кукол имени В. Афанасьева, который славится самым большим и потрясающим «взрослым» репертуаром среди украинских театров кукол. В этот раз коллектив показал два спектакля — «Ревизора», премьера которого состоялась в конце прошлого года, и «Левшу».
Но самый необычный участник этого фестиваля — англичанин Жозе Наварро. Он единственный не привез с собой кукол. Его театр — он сам, а точнее части его тела, которые он на время спектакля превращает в различные персонажи. «Я называю это «куклизацией тела». Представленный в Харькове спектакль — «Анималия» — о жизни животных», — поведал британец.
В рамках фестиваля театра кукол и других форм сценической анимации была реализована и специальная программа работы с детьми-инвалидами под многообещающим названием «Куклотерапия». Воспитанники двух интернатов Харькова для слепых и слабовидящих детей имели возможность под руководством психологов и тренеров из Италии сделать своего театрального героя. Несмотря на то, что из подручных материалов у подростков были только газеты и скотч, куклы получились просто замечательными — яркими и каждая со своим характером, считают организаторы фестиваля. Кстати, в Италии такие тренинги для детей-инвалидов от 5 до 17 лет длятся, по меньшей мере, год, после чего юные мастера представляют не только кукол, сделанных собственными руками, но и целый спектакль. Создать что-то подобное мечтают и в Харькове. Тем более что слепые и слабовидящие дети были в восторге от несложного и интересного тренинга.
Полина Земская, «Вечерний Харьков»
15 травня 2006р.
Теги: