(Мовою оригіналу)
Закарпатская школа
Закарпатье называют украинским окном в Европу, причем не только из-за его географического положения. К Европе этот край особенно близок благодаря своей истории и культуре, тесно переплетенной со многими национальностями - венграми, австрийцами, чехами, словаками, румынами и поляками. Между тем, такое взаимопроникновение культур во многом объясняет самобытность населения Закарпатья, которая особо ярко отражается в искусстве и народном творчестве. В первой половине ХХ века в изобразительном искусстве Европы появился даже такой, говоря современным языком, бренд - "Закарпатская школа живописи", который в нашей стране стал известен после присоединения этой области к Советскому Союзу в 1945 году.
А между тем культурным ренессансом края считается двадцатилетие между Первой мировой войной и включением Закарпатья в состав Чехословакии. Именно в этот период, в 1927 году и было положено начало знаменитой школы живописи. Ее отцами-основателями называют Иосифа Иосифовича Бокшая (1891 - 1975 гг.) и Адальберта Михайловича Эрдели (1891 - 1955 гг.). После скитаний в Первую мировую войну и плена в южных губерниях царской России молодой выпускник Будапештской академии искусств Иосиф Бокшай в 1918 году возвратился домой и приступил к работе учителем рисования и епархиальным художником в Мукачевской греко-католической епархии. В тот период Адальберт Эрдели, который на год позже закончил ту же Академию искусств в Будапеште, в 1922 году пробует силы в Мюнхенской школе Ашбе и экспонируется на выставке в Гласпалаце (Стеклянный дворец) Мюнхена. Встретившись в Ужгороде, эти два талантливых художника, две харизматичные личности объединили усилия по созданию частной публичной школы рисования, которая впоследствии стала альма-матер многих именитых самобытных художников - А.Коцки, 3.Шолтеса, А.Борецкого, Э.Контратовича, пришедших в нее уже после Великой Отечественной войны А.Кашшая, Г.Глюка, Ю.Герца, шестидесятников Е.Кремницкой, Ф.Семана и других.
Культурный шок
Новая власть, которая пришла в 1945 году из-за Карпат, выслала на новые земли "культурный десант". Мастера, художники, писатели, журналисты, приехавшие на Закарпатье, не могли опомниться от шока: там они увидели высокопрофессиональное, талантливое, самобытное и не регламентированное идеологическими шорами искусство. Не ожидали...
Как отмечают искусствоведы, "закарпатская школа в свое время сделала настоящую революцию в украинской живописи - в 40 - 50 годы вместо традиционной на тот момент темы социалистического труда и поклонения партии художники воспевали радость жизни, красоту национальной культуры и независимость духа. Созерцательная философичность, свойственная закарпатцам, окружающая их роскошная природа способствовали позитивному отношению к жизни".
Из воспоминаний Татьяны Яблонской, народного художника СССР и Украины, действительного члена Академии искусств СССР и Украины, Героя Украины: "...А тут началась "оттепель". Развенчали культ личности. Началось оживление в искусстве. Почувствовала и я безвыходность в своих картинках "на детскую тематику". Почувствовала и я потребность в активном творчестве. Помогло Закарпатье, его необычайно интересная школа живописи. Как свежо воспринимались нами работы Эрдели, Коцки, Манайло, Шолтеса, Глюка, Бокшая! Какую живую струю влили они в наше искусство! Как активно стали выступать на наших выставках! Но вскоре и по их головам прошлась палица ждановских постановлений. Но сейчас не об этом. На меня очень повлияло их искусство, особенно когда я ясно почувствовала необходимость выбираться из безвыходности. Выставка Манайло в Киеве и ее громкий успех глубоко-глубоко запал в душу. А я что делаю?.. Той весной и начался у меня новый творческий подъем".
В Мариуполь – через мемориал Куинджи
Работы закарпатских художников впервые попали в наш город во время проведения первого Мемориала Архипа Ивановича Куинджи в 1973 году. После большой выставки с участием многих известных мастеров запасники Мариупольского краеведческого музея и выставочного зала имени Куинджи пополнились целым рядом интереснейших полотен, среди которых были и закарпатские.
В 70 - 80-е к мариупольской коллекции "Закарпатской школы живописи" добавилось еще несколько полотен. Именно они сейчас и представлены в художественном музее им. Куинджи.
Как отметила на открытии этой экспозиции заместитель городского головы Татьяна Ломакина, "эти прекрасные работы дают нам возможность побывать в Закарпатье, не выезжая из Мариуполя. Они настолько наполнены силой, энергией, радостью, восторгом самих художников, которые описывали красоту этого края, что их настроение передается нам, зрителям".
По мнению же Владимира Курского, председателя комиссии по вопросам молодежной политики, делам семьи, молодежи и спорта Мариупольского горсовета, "такие выставки подчеркивают, как жители Восточной Украины, и в частности Донбасса, трепетно относятся к жителям Западной Украины".
Как оказалось, на презентации выставки присутствовал один из представителей закарпатской школы, мариупольский художник Анатолий Бондаренко: "В 1961 - 1966 годах я учился в Ужгородском училище прикладного искусства. Был знаком со всеми корифеями Закарпатской школы живописи, встречался с ними в молодые годы. Мне очень приятно, что эта выставка появилась в Мариуполе. Конечно, хорошо посмотреть на картины, но лучше ехать в Закарпатье, где очень радушные, добрые люди. Мы на каждом курсе на зимних каникулах выезжали туда, в любой деревне можно было недорого снять жилье и работать сколько хочешь".
Продолжив обмен мнениями, художник Олег Ковалев попытался направить его в более прагматичное и полезное для города русло, обратив внимание на то, что "многие из этих работ появились благодаря первому Мемориалу Куинджи. Я говорю вам это потому, что грядет новый мемориал. И от городской власти во многом зависит, насколько он будет успешным".
Светлана Кузминская, ilich.in.ua