23 грудня 2010 Священний Синод Української Православної Церкви прийняв рішення про включення у святці Церкви священносповедника Досифея (Васіча), митрополита Загребсько-Люблінського (Сербська Православна Церква). Пам'ять святителя Досифея відтепер відзначатиметься 13 січня (31 грудня за старим стилем), а також в день святкування Собору Карпаторуських святих. Сьогодні ім'я митрополита Досифея (Васіча) маловідоме в Україні, а тим часом у 1920-і роки він зіграв важливу роль у становленні Православної Церкви на території Закарпаття. Ми пропонуємо до уваги читачів біографічний нарис про святителя Досифея, підготовлений проректором Київської духовної академії з науково-богословської роботи, доцентом Володимиром Бурегою.
(Мовою оригіналу)
Будущий митрополит Досифей родился 5 декабря 1878 года в Белграде в семье сербского чиновника и в крещении был назван Драгутином. Среднее образование Драгутин получил в духовной семинарии в Белграде. Будучи студентом семинарии, в 1898 году он принял монашеский постриг с именем Досифей. В 1899 году отец Досифей окончил семинарию, и в 1900 году отправился для продолжения учебы в Киевскую духовную академию. В 1904 году он окончил Академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за диссертацию "Действительность чуда воскресения Христа Спасителя из мертвых". После окончания КДА отец Досифей изучал богословие и философию в Берлине и Лейпциге. В 1907 году он вернулся в Сербию, где был назначен преподавателем Белградской семинарии. Однако с 1909 года он вновь направился в Западную Европу для продолжения учебы. Отец Досифей стажировался в университете Сорбонны (Париж), Высшей школе социальных наук Франции и в университете Женевы (Швейцария). В результате владыка Досифей стал одним из наиболее образованных иерархов Сербской Православной Церкви. Он свободно владел русским, немецким, чешским и французским языками. Впоследствии владыка Досифей часто представлял Сербскую Церковь на межцерковных и межконфессиональных встречах и международных конференциях.
Осенью 1912 года отец Досифей вынужден был прервать свои штудии заграницей и вернуться в Сербию в связи с началом первой балканской войны (9 октября 1912 — 30 мая 1913). 25 мая 1913 года отец Досифей был хиротонисан во епископа и назначен на Нишскую кафедру. Начало его служения в Нишской епархии совпало со временем второй балканской войны (29 июня 1913 — 10 августа 1913), в ходе которой Болгария, с одной стороны, столкнулась с Сербией, Грецией и Черногорией, с другой. Эти военные конфликты существенно обострили международные отношения на Балканах, приблизив тем самым начало первой мировой войны, которая началась в 1914 году. Во время военных действий владыка Досифей оказывал помощь беженцам и сиротам. В 1915 году после отступления сербской армии он остался в Нише. Город был занят болгарскими войсками. Владыка Досифей был интернирован и в течение почти трех лет находился в лагере для военнопленных. На кафедру он смог вернуться лишь в 1918 году. В Нише он продолжил заботиться о своей пастве, пострадавшей во время войны. Владыка организовал несколько приютов для детей, чьи родители погибли на войне, и общество "Царица Елена" для работы с ними, основал приют для слепых детей при Иоанновском монастыре под Нишем, активно работал с молодежью.
В 1919-1920 годах епископ Досифей принимал активное участие в переговорах с Константинопольской Патриархией по вопросу о восстановлении Сербского Патриаршества. С 1920 года служение владыки было тесно связано с Чехословакией, в состав которой тогда входила и территория Закарпатской области современной Украины. 8 января 1920 года в Праге около двухсот католических священников заявили о своем выходе из состава Римско-католической Церкви и о создании независимой Чехословацкой Церкви (ЧСЦ). Весной 1920 года часть членов ЧСЦ призвала бывших католиков к вхождению в состав Сербской Православной Церкви. 9-10 июня 1920 года на съезде ЧСЦ в Праге было принято решение о создании рабочей группы для ведения переговоров с Сербской Церковью. Председатель Центрального комитета ЧСЦ священник Карел Фарски сообщил об этом решении министру культов Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев господину Маринковичу, находившемуся тогда на чешских курортах. Маринкович рекомендовал ЧСЦ обратиться к епископу Досифею, который также находился на лечении в Карловых Варах. Во второй половине августа 1920 года владыка Досифей прибыл в Прагу, где провел переговоры с лидерами ЧСЦ. В результате руководство ЧСЦ подготовило меморандум в адрес Архиерейского Собора Сербской Церкви. 6 сентября 1920 года в здании посольства Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев в Праге этот документ был официально вручен владыке Досифею. В меморандуме ЧСЦ высказала согласие принять вероучение Православной Церкви, выраженное в Никео-Цареградском Символе веры и постановлениях семи Вселенских Соборов, а также каноны и предписания Сербской Церкви "с сохранением свободы совести и свободного религиозного развития". ЧСЦ также просила Архиерейский Собор направить в Чехословакию своего делегата, который бы на первое время стал епископом ЧСЦ. Наиболее подходящей кандидатурой для этого ЧСЦ признала владыку Досифея.
Одновременно с этим набирало силу православное движение в Подкарпатской Руси (так тогда официально именовалась Закарпатская Украина). До распада Австро-Венгрии господствующее положение в этом регионе занимала Греко-католическая Церковь. Однако с 1919 года местные крестьяне начинают массово покидать униатство и возвращаться в православие. Летом 1920 года верующие Подкарпатской Руси, вышедшие из состава Греко-католической Церкви, также обратились в Белград с просьбой принять их в каноническую юрисдикцию Сербской Церкви и прислать к ним епископа. Поэтому 31 августа 1920 года владыка Досифей отправился из Праги в Закарпатье, где посетил несколько православных общин. Приезд святителя Досифея в Подкарпатскую Русь воодушевил сторонников православного движения и заметно усилил симпатии местного населения к Православной Церкви.
1 декабря 1920 года Архиерейский Собор в Белграде принял решение направить епископа Досифея в Чехословакию в качестве официального делегата Сербской Православной Церкви. 11 марта 1921 года владыка Досифей вновь приехал в Прагу, а 19 марта МИД Чехословакии признал полномочия епископа Досифея как делегата Сербской Церкви. С этого времени деятельность владыки Досифея в Чехословакии включала в себя две составляющие: ведение переговоров с Чехословацкой Церковью и временное епископское окормление православных общин Подкарпатской Руси. Таким образом, епископ Досифей стал первым с XVIII века православным архиереем, официально назначенным для пастырского окормления православного населения Закарпатья.
Летом 1921 года владыка Досифей вновь посетил Подкарпатскую Русь. При его участии представители местных православных общин выработали проект устава Карпаторусской епархии. 19 августа 1921 года на съезде православных делегатов в Изе этот устав был одобрен и передан на рассмотрение в Синод Сербской Церкви.
28-29 августа 1921 года епископ Досифей принимал участие в работе Собора ЧСЦ в Праге. Собор еще раз подтвердил намерение ЧСЦ принять православное вероучение и избрал кандидатов во епископы. Одним из этих кандидатов был священник Матей Павлик. Собор избрал его на Моравско-Силезскую кафедру. Уже в сентябре 1921 года отец Матей вместе с епископом Досифеем отправился в Сербию. Здесь он был пострижен в монашество с именем Горазд. А 25 сентября в Белграде состоялась его епископская хиротония, которую возглавил Сербский Патриарх Димитрий. В хиротонии также принял участие митрополит Антоний (Храповицкий). Рукоположение епископа Горазда было плодом миссионерской деятельности владыки Досифея. Под влиянием епископа Досифея бывший католический священник Матей Павлик прошел важную идейную эволюции и стал главным деятелем чешского православия в ХХ веке. Именно владыке Горазду принадлежит заслуга возрождения православия в Чехии и Моравии в 1920-30-е годы. Благодаря его пастырской деятельности был заложен фундамент современной Православной Церкви Чешских земель и Словакии.
Активная деятельность владыки Досифея в Чехословакии вызвала протесты со стороны Католической Церкви. 9 октября 1921 года государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Гаспарри вручил послу Чехословакии при Папском престоле ноту, в которой чехословацкое правительство обвинялось в поддержке антикатолических настроений среди своих граждан. В вину чехам также ставилось официальное признание полномочий епископа Досифея как делегата Сербской Церкви. Несмотря на это, владыка Досифей продолжил свое служение в Чехословакии.
В ноябре 1921 года он вновь прибыл в Прагу, где встретился с министром иностранных дел Чехословакии Э. Бенешем и обсудил с ним перспективы развития Православной Церкви в Закарпатье. Епископ Досифей передал министру устав Карпаторусской епархии, принятый в Изе, и меморандум, в котором предлагался план организации православия в регионе. Владыка просил разрешения направить в Подкарпатскую Русь под его личную ответственность несколько русских и сербских священников для налаживания приходской жизни. Однако эти просьбы остались без ответа. Государственные органы Чехословакии никак не отреагировали ни на поданный устав, ни на меморандум.
В июле 1922 года епископ Досифей в очередной раз прибыл в Прагу. Поскольку в это время епископ Горазд находился с пастырским визитом в США, владыка Досифей взял на себя временное епископское окормление Моравско-Силезской епархии. В августе он вновь отправился в Подкарпатскую Русь. Здесь епископ Досифей рукоположил в священный сан нескольких местных жителей. Главой Епархиального совета Карпаторусской епархии он назначил отца Алексия (Кабалюка), которого тогда же возвел в сан архимандрита.
Вторая половина 1922 года была отмечена серьезным кризисом внутри Чехословацкой Церкви. В конце августа 1922 года в свет вышел "Чехословацкий катехизис", написанный лидером ЧСЦ священником Карелом Фарским в соавторстве с профессором Фр. Калоусом. Содержание катехизиса не соответствовало православному вероучению. Здесь отсутствовало исповедание веры в Святую Троицу и во Христа как Сына Божия. Иисус Христос именовался в книге "самым великим Пророком" и поставлялся в один ряд с другими "славными пророками человечества" Моисеем, Сократом, Мухаммедом, Заратустрой, Буддой, Конфуцием, а также "чехословацкими национальными пророками" Кириллом и Мефодием, Яном Гусом, Яном Амосом Коменским. 12 октября 1922 года епископ Досифей опубликовал заявление о том, что катехизис не соответствует "всем вообще христианским исповеданиям". В конце октября владыка встретился в Праге с К. Фарским, однако последний не отказался от взглядов, изложенных в катехизисе. После этого епископ Досифей заявил, что его миссия в Чехословакии окончена и покинул страну. Священный Синод Сербской Церкви принял решение о прекращении переговоров с руководством ЧСЦ. Однако епископ Горазд сохранил верность православию и каноническое подчинение Сербской Церкви. Фактически внутри Чехословацкой Церкви произошел раскол. Часть ее членов поддержала взгляды Фарского и стала на путь радикального протестантизма. Другая часть во главе с владыкой Гораздом осталась в составе Православной Церкви.
1923 год принес Православной Церкви в Чехословакии новые испытания. 4 марта 1923 года в Константинополе патриарх Мелетий (Метаксакис) рукоположил архимандрита Савватия (Врабеца) в архиепископа Пражского и всей Чехословакии. Тем самым к идейному расколу внутри ЧСЦ добавился еще и раскол юрисдикционный. Епископы Горазд и Досифей защищали каноническую связь православных общин на территории Чехословакии с Сербской Церковью, а архиепископ Савватий стремился подчинить их власти Константинопольского патриарха. Государственные власти поначалу поддерживали архиепископа Савватия. Поэтому епископ Досифей лишился возможности продолжить свою деятельность в Закарпатье. В сентябре 1923 года по просьбе архиепископа Савватия чехословацкие власти разрешили въехать в страну епископу Вениамину (Федченкову), который в течение восьми месяцев трудился в Подкарпатской Руси в качестве правящего архиерея в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
В очередной раз владыка Досифей смог приехать в Чехословакию лишь в июне 1924 году. Сначала он посетил Закарпатье. Здесь он жил в Свято-Николаевском монастыре в Изе, откуда совершал поездки на приходы. 4 июля он прибыл в Прагу, где по поручению Священного Синода Сербской Церкви выступил посредником в переговорах между епископом Гораздом и архиепископом Савватием. Однако переговоры оказались безрезультатными. Юрисдикционный конфликт не был урегулирован. Епископ Горазд остался в каноническом подчинении Сербской Церкви, а архиепископ Савватий сохранил связь с Константинопольским Патриархом.
В августе 1924 года владыка Досифей вновь прибыл в Подкарпатскую Русь. 2 октября в Хусте он провел собрание православного духовенства, на котором было принято решение о создании духовной консистории. Главными помощниками епископа Досифея в Закарпатье были отец Алексий (Кабалюк) и А. Ю. Геровский. Последний являлся принципиальным противником чешского господства в Закарпатье. В листовке, изданной Геровским 26 сентября 1924 года и представлявшей собой приглашение на собрание в Хуст, содержались резкие античешские высказывания. Листовка вызвала недовольство государственных органов Чехословакии и навлекла на владыку Досифея подозрение в поощрении античешской пропаганды. Эдвард Бенеш заявил, что епископ Досифей должен как можно быстрее завершить свою деятельность в Чехословакии. Против владыки также активно выступала Греко-католическая Церковь. В конце октября епископ Досифей уехал в Сербию и вскоре был вынужден окончательно отказаться от продолжения своей миссии в Подкарпатской Руси. Несмотря на то, что владыка Досифей перестал быть официальным делегатом Сербской Церкви в Чехословакии, он все же принимал деятельное участие в решении проблем церковной жизни Чехии и Закарпатья.
Владыка Досифей, будучи воспитанником Киевской духовной академии, всегда поддерживал дружеские связи с русскими эмигрантами в Сербии. Благодаря его заботам насельницы Леснинского монастыря, эвакуированного из России в Румынию, прибыли в Белград и были направлены в монастырь Хопово. В 1921-22 годах он принимал участие в сборе средств для помощи голодающим крестьянам в советской России. В 1934-35 годах владыка Досифей пытался содействовать примирению "карловачан" и сторонников митрополита Евлогия (Георгиевского), разрешал служить в храмах своей епархии и тем и другим.
В 1932 году преосвященный Досифей был избран митрополитом Загребско-Люблянским. С этого времени он руководил жизнью Православной Церкви в Хорватии и Словении. Во время болезни Сербского патриарха Варнавы (Росича), а также после его смерти и до избрания патриархом Гавриила V (Дожича) владыка Досифей осуществлял управление Сербской Церковью как старший член Священного Синода.
В 1935 году владыке Досифею удалось еще раз посетить Чехословакию. 28 сентября он, как личный представитель Сербского Патриарха, возглавил в Праге торжественное освящение православного кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия.
После нападения Германии на Югославию 10 апреля 1941 года, в день провозглашения Независисмого хорватского государства, митрополит Досифей был арестован хорватскими усташами и заключен в тюрьму в Загребе, где подвергался мучениям и издевательствам. Лишь в 1944 году владыку удалось увезти в Белград и поместить на лечение в санаторий. Отсюда он был перевезен в белградский Введенский монастырь. Здесь от полученных в тюрьме увечий владыка скончался 13 января 1945 года. Похоронили митрополита Досифея на кладбище Введенского монастыря.
В мае 1998 года Архиерейский собор Сербской Православной Церкви причислил священноисповедника Досифея (Васича) к лику святых. А в 2008 году были обретены его святые мощи, которые ныне почивают в Белграде.
Хочется надеяться, что включение имени святителя Досифея в святцы Украинской Православной Церкви будет способствовать его почитанию и в нашей Церкви. В заключение этого краткого очерка приводим церковно-славянский перевод (с сербского языка) тропаря и кондака священноисповеднику Досифею (Васичу):
Тропарь, гл. 8
От юности твоея, исповедниче славный, / в жертву Господу себе принесл еси, / имене ради Христова страдая, / проповедал еси Царствие Божие, / Господу же сораспялся еси, да с Ним живеши во веки.
Кондак, гл. 4
От царскаго града Ниша / до Закарпатския Руси и Загреба, / Твоея Голгофы, / верно Богови служил еси, / свидетельствуя о Христе Спасе / житием, делы же и словесы, / терпением твоим стяжав славы венец / и вшед в радость вечную / Пресвятыя Троицы.
Владимир Бурега, "Православие в Украине"