Среднегодовая смертность наших остарбайтеров, по данным Мирового конгресса украинцев, от 800 до 1000 человек. Их последний путь на родину оплачивает МИД.Те, к кому они нанимались, как правило, не только не оказывают материальную помощь оставшимся без кормильца семьям, но и экономят на доставке тел.
Одноэтажный дом в городе Мохов (окрестности Праги), именуемый «общежитием», где периодически находили приют от 10 до 30 украинских рабочих, загорелся рано утром. Огонь быстро охватил здание, вскоре местами обвалился потолок и железобетонные перегородки. Пожарные и спасатели прибыли на место трагедии в разгар пожара, но, заявив, что ситуация «практически безнадежна», геройских попыток эвакуировать людей не предпринимали. Возможно, они были правы: украинцы могли погибнуть еще до их приезда. Из шести украинских работников, которые отдыхали после ночной смены, троим удалось спастись. Две женщины и мужчина погибли.
Последний раз за рубежом наши соотечественники гибли в огне в амстердамском международном аэропорту «Схипхол» в ноябре прошлого года. Как свидетельствует статистика, чаще всего причинами смерти становятся ДТП и травмы на производстве. Трагедии финансовым бременем ложатся на плечи МИДа. По его данным, транспортировка трупа из Португалии обходится в 5 тыс. евро, из Италии — 3,5, Польши — 1,5 тыс. Порой это больше, чем погибшие могли заработать за границей. Работодатели очень редко идут на эти непредвиденные расходы, а если и соглашаются дать денег, то в долг. Весьма примечательно в этом смысле нашумевшее «дело Думинца».
Речь идет об убийстве 27 марта 2004 г. в чешском городе Будейовице 42-летнего украинского «заробітчанина», жителя Тячевского района Закарпатской области Василия Думинца, бывшего офицера милиции. Его забили до смерти чешские солдаты, которым он сделал замечание в баре (они со своей подругой приставали к двум незнакомым девушкам). Солдаты, виновные в гибели украинца, были приговорены к 8 годам лишения свободы, а их спутница — к 7. Но встал вопрос, кто оплатит моральный ущерб и расходы на доставку и погребение тела — и чешский суд отказал семье погибшего в какой-либо компенсации.
Думинец был одним из немногих украинцев, работавших легально (в городе Писэк на стройке). Его родственникам было отказано в моральной компенсации в процессе рассмотрения уголовного дела и предложено подать гражданский иск. Вместе с тем даже поведение подсудимых в зале суда, о чем писали местные газеты, могло травмировать семью. Ни власти Чехии, ни работодатель Василия не пожелали заплатить хотя бы символическую сумму, чтобы компенсировать расходы. Единственным, кто согласился помочь, оказался хозяин другой чешской фирмы, где работали брат покойного — Александр и его супруга Светлана. Эта фирма наняла адвоката семье погибшего и оплатила транспортировку тела в Украину (правда, на возвратной основе).
К сожалению, Чехия — одна из самых «агрессивных» по отношению к украинцам стран. Пражский еженедельник «Лидове новины» несколько лет назад писал, что рабочие из Украины давно стали дойной коровой для армии чешских чиновников. Теневая выгода последних составляет около полутора миллиардов крон в год. Анонимная статистика свидетельствует: взятки обычно платят не работники, а посредники, которым несчастный украинец отдает половину заработанного (!) Выходом из ситуации была бы легализация украинских рабочих в Чехии. Но власти страны, вероятно, под нажимом коррумпированных чиновников и заинтересованных в дешевой рабочей силе работодателей ее не поддерживают. В результате возник «июньский дипломатический скандал». Напомню его суть.
14 июня во время переговоров в Киеве президентов Украины и Чехии Виктора Ющенко и Вацлава Клауса, отвечая на вопрос о возможности формализации пребывания рабочих из Украины в Чехии, Ющенко сказал: «Предметом переговоров стало то, что внешнеполитическим ведомствам с двух сторон в ближайшее время стоило бы разработать соглашение об условиях временного трудоустройства украинцев в Чехии». Формально Клаус поддержал позицию украинского президента, но добавил, что это не «дело президентов — выдумывать, как решить эту проблему».
Однако спустя несколько дней, 22 июня, МИД Чехии опроверг заявление Президента Украины о легализации рабочих из Украины, которое он сделал после встречи с чешским коллегой. Мидовцы заявили, что слова Ющенко будто украинское и чешское внешнеполитические ведомства готовят проект соглашения, которое должно облегчить трудоустройство украинских граждан в Чехии, не соответствуют действительности. Потому что никакого подобного соглашения внешнеполитическое ведомство не планирует.
Пресс-служба чешского МИДа дополнительно заявила, что проблема рабочих из Украины и дальше будет регулироваться внутренними инструкциями и квотами. Потом своих дипломатов поддержал и Вацлав Клаус, заявивший: «О полной легализации и речи быть не может. Как президент я такого никогда не подпишу. Я думаю, что можно найти другие пути. Например, разрешение на пребывание на территории страны выдавать не на 90 дней, а на больший срок или выдавать разрешения на работу».
Как известно, Украина подписала договоры о легализации мигрантов с Португалией, Италией, Польшей и Литвой, но вот с Чехией вышла заминка. Так что родственники троих сгоревших в Мохове рабочих наверняка не могут рассчитывать даже на минимальную компенсацию. То же самое можно сказать о каждом — в случае несчастья — из 120 тысяч украинских остарбайтеров, которые, по неофициальным данным, трудятся в Чехии.
Наталия ФАЛТУС, Прага, 2000
17 листопада 2006р.
Теги: