По Киеву уже расклеена реклама: Андрухович не рвется на лайтбоксы и биллборды, а продвигает свой продукт отмирающим способом – посредством небольших афиш на стенах станций метро и зеленых строительных заборах. На афишах значится: Андрухович&Karbido, тур в поддержку альбома «Самогон», Ужгород, Львов, Киев (15 сентября, Молодой театр), Днепропетровск, Тернополь. Вчера Юрий Андрухович рассказал, кто такие Karbido и откуда взялся «Самогон».
Если кто не знал, то Андрухович читает свои стихи в музыкальном сопровождении Karbido уже не первый год: «Мы познакомились на фестивале во Вроцлаве – речь шла о том, что я буду читать свои стихи со сцены, а музыканты будут что-то наигрывать, как и для остальных поэтов. Но в нашем случае все получилось богаче, интереснее...
Директор фестиваля тогда предложил: если найдет деньги и возможность издать диск, не поработать ли нам в студии...». Вот и поработали! Альбом вышел в Польше в 2006-м, а Киев видел Андруховича с Karbido только во время презентации автобиографической книги «Таємниця». А лишь нашелся украинский издатель – и альбом в оригинальном оформлении не заставил себя ждать.
На диске – 9 песен (7 из них – на стихи из сборника «Пісні для «Мертвого півня»). Вот, к примеру, «Козак Ямайка»: по словам Андруховича, эта песня не могла не оказаться на диске, ведь именно с нее началось сотрудничество Юрия с Karbido.
А «Зеленая ліщинонько» – «старинная казацкая песня, которая несколько десятилетий сидела у меня в голове: нигде больше не слышал ее исполнения, кроме как в студенческие годы, в общежитии нашего Политеха. Я запомнил ее на слух, а через много лет, когда мы работали во вроцлавской студии над первым изданием «Самогона», я напел ее Karbido. Получилась завершающая композиция альбома».
Название «Самогон» – личная ассоциация Андруховича со словом Karbido (карбид – смесь для гашения извести):
– Когда мы начали перебирать названия для альбома, мне вспомнилась служба в армии – это было в Винницкой области, недалеко от райцентра Гайсын. Мы жили в лесу, и иногда кто-то один бежал в соседнее село за местным самогоном. Он был настолько низкого качества, что мы балансировали на грани жизни и смерти. Мы узнали, что в самогон добавляли карбид – «для градуса». Я рассказал эту историю, и кто-то из Karbido сказал: «А почему бы не назвать так альбом?»...
Название, впрочем, не лишено метафорического подтекста: самогон – что-то, сделанное собственными руками из натурального сырья, к тому же наделенное небывалой духовной крепостью.
Тур в поддержку альбома – не просто банальное «промо». А эксперимент, от которого Андрухович ожидает ответа на вопрос: возможно ли в Украине устроить шоу, не «варясь» в шоу-бизнесе, есть ли шанс на выживание у параллельной бизнесу «аматорской линии». И интересуют ли украинскую публику альтернативные варианты музыки и поэзии. Что касается самого Андруховича – никто не сомневается, что его поклонники заполнят любой театр или кинотеатр, в котором он будет выступать. А как они буду реагировать на Karbido – «нетипичную группу, любителей акций на грани перформанса», – посмотрим.