В мае вокзал Ивано-Франковска может шокировать неподготовленного обывателя. Армия пассажиров выгружается из вагонов, таща за собой: рюкзаки, палатки, котелки, велосипеды и... лыжи. Так и хочется спросить: "Куда это вы, ребята? Зима закончилась два месяца назад!" Но лыжники лишь молча усмехаются. Они-то знают – на Драгобрате есть СНЕГ. Следуем за ними, дабы исследовать этот курьез природы лично.
КАРПАТСКИЕ ДОРОГИ СТРАШНЕЕ ГОРНОГО ЭКСТРИМА
Около двух часов в дороге, и мы у подножья Драгобрата. Моросит противный дождь. Вдоль разбитой дороги стоят УАЗики и ГАЗы-66. Сто двадцать гривен, и "бобик" сорвется с места, унося в своем чреве четверых пассажиров, "жадных до снега".
Нашу группу журналистов поджидал ГАЗ-66 с опрокинутой кабиной – водитель по локоть в машинном масле ковырялся в моторе. Попутно рассказывал коллеге что-то о тормозах, показывая какой-то оторванный тросик.
Пока водитель отмывался от мазута и прилаживал кабину на место, все приняли по 150 г коньяка (для снятия стресса) – и "в бой". Грузовик рванул с места по асфальту и через три минуты въехал на "убитую" грунтовку. По словам местных жителей, дорогу на Драгобрат привести в божеский вид пытались уже неоднократно. Даже построили два деревянных моста через ручьи. Но какая-то "нечистая сила" разобрала их за ночь. Говорят, что передвигается и зарабатывает она посредством "советских" внедорожников.
Но вернемся к нашему старенькому ГАЗу. Он очень старался, "рвал жилы", преодолевая этап за этапом, но в какой-то момент не выдержал и стал, как ослик. Пока водитель смотрел, что произошло, наша машина задом покатилась вниз. Без водителя... За секунду мы вспомнили и произнесли все известные ругательства, пытаясь на ходу выбраться из "будки". Но водитель успел раньше нашего десантирования вскочить в кабину и поставить машину на "ручник". Все спиртное было допито, но нужного эффекта так не произвело. В молчании, нарушаемом нервными шутками, все-таки доехали на гору.
СНЕГ И КРОКУСЫ
В густом тумане трудноразличимы очертания отеля. Под ногами грязный ноздреватый снег. Поселившись, идем на презентацию веломаршрутов. Видно, что программой на лето здесь занимались серьезно: специальные велотрассы с препятствиями, мостиками, ручьями ждут любителей "коней на педальной тяге".
Когда туман рассеялся, перед глазами открылся прекрасный вид на заснеженную гору. Группки людей с лыжами в руках упорно карабкались вверх. Подъемники в это время уже выключены, но желание закрыть сезон в начале мая сильнее испытания горой. Вслед за ними тянулись одинокие велосипедисты. Около часа на подъем, и лыжники несутся вниз, огибая бесснежные поляны, где уже расцвели крокусы.
Вечером, за кружкой настоящего чешского пива (опять "нечистая сила"?), экстремалы делятся впечатлениями и слушают живую музыку. В какой-то из моментов в ресторанчике появился Виктор Павлик – он здесь частый гость. Музыканты устраивают "джем", но мы идем отдыхать – как для первого дня впечатлений лавина.
ОЧЕНЬ ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР ЕВРОПЫ
Утром следующего дня предстоял спуск тем же ГАЗом, только вниз. К счастью, обошлось без эксцессов.
Прямо у подножья Драгобрата попадаем в руки инструктора по рафтингу. Он надувает три двухместные лодки, выдает спасательные жилеты и проводит инструктаж. Фото а-ля "девушка с веслом", и мы погружаем плавсредства и босые ноги в ледяные воды Тиссы.
Быстрая горная река подхватывает наши суденышки, проплываем каких-то 200 метров, и подлый пень, торчащий из воды, "топит" экипаж второго каяка. Мы хорошо черпаем воду вслед за коллегами. В такой ситуации остается причаливать к берегу и переодеваться в машинах сопровождения. К сожалению, рафтинг закончился не начавшись – третьего комплекта одежды не было ни у кого. Поэтому мы садимся в микроавтобус и едем вдоль реки до самого Рахова, остановившись по дороге лишь раз – полюбоваться самым высоким каскадным водопадом Закарпатья Труфанец (36 метров).
Рахов – город с картинки. В прошлом иностранные туристы называли его "гуцульским Парижем", но, как по мне, он больше похож на Карловы Вары – такие же невысокие дома, разделенные быстрой рекой. Здесь можно долго гулять, наслаждаясь живописными видами, вдыхая чистый горный воздух.
Поселившись в частной гостинице (50 грн/сутки) и перекусив, отправляемся к Центру Европы (поселок Деловое). Чтобы попасть туда, нужно взять с собой документы, подтверждающие личность: на въезде – предпограничный контроль. Почему – мы так и не узнали. Люди в форме любезно пропускают наш транспорт к месту, которое в ХІХ столетии австрийцы и в ХХ – советские ученые признали центром Европы. Каждая из властей вела расчеты по-своему, поэтому скромный "буржуйский" памятник стоит за несколько метров от помпезной советской "железяки".
Под австрийским знаком есть отполированная туристами "кнопка", прикосновение к которой принесет удачу (лучше бы шенгенскую визу). Рядом с памятниками расположен уникальный музей-колыба, хозяин которого собрал фантастическую коллекцию старинных вещей: ключи и замки, стиральные машины, фотоаппараты и утюги XIX века... Кстати, поесть здесь можно просто за смешные деньги.
Утром следующего дня собираемся возвращаться в Киев, по пути заскочив в поселок Квасы покататься на карпатских "кониках". В рабочее время эти миролюбивые животные пашут огороды, а в выходные развлекают туристов. Путешествие в горы совершается по тропинкам, пролегающим рядом с минеральными источниками и горными ручьями. После общения с лошадками грех не заехать в Яблуницу и, завернув в колыбу, отведать необыкновенной юшки с белыми грибами. Закарпатская кухня – это нечто фантастическое!
Подъем на Драгобрат УАЗом – 120 грн
Рахов: номер в отеле на одного – от 50 грн
Кухня: полноценный обед – от 25 грн
Рафтинг: от 75 грн (в зависимости от сложности и длины маршрута)
Владимир ДЕНИСЕНКО, "Газета по-киевски"
25 квітня 2007р.
Теги: