(Мовою оригіналу)
Солотвино могло стать курортным центром мирового значения, а стал местом убившей все перспективы техногенной аварии.
Первый и последний раз я был в Солотвино в 2002 году. Еще работала аллергологическая больница, но врачи уже жаловались, что идет подтопление. Простыни были рваными. Дети – голодными (если бы не забота родителей), в шахту спускали аварийным лифтом.
Зато неплохо развивался местный бизнес. Как на дрожжах, росли частные коттеджи. Кое-где – трехэтажные. С приватными бассейнами. Чтобы не плескаться в грязной мути общественных озер с романтическими названиями Кунигунда, Николай и др., солотвинцы бурили скважины, гнали из-под земли рапу, устраивали курорты на дому и тем самым тихо пилили сук, на котором сидели.
Просматривая блоги, я случайно нашел отзыв девушки, который мне понравился своей лаконичной четкостью. Не могу его не процитировать:
"Я була тут в 7 років. Мені страшезно сподобалась гаряча вода, яка викидає тебе на поверхню. Я назавжди запам'ятала білу корочку солі на помаранчевій хусточці, якою мама намагалась захистити моє волосся. Я дуже хотіла туди знову.
Я приїхала знову через 20 з лишнім років. І побачила найшикарніше село України, з чотириповерховими палацами, де на подвір'ї леви з мармуру і навіщось басейн. Комунізм в цьому куточку Тячівщини вже наступив – на горло таким диким туристам, як я та Мік.
Гроші беруть за все. За миття рук, за переодягалку, за туалет, за вхід на брудний перенасичений тілами пляж, де одночасно в воді кількасот людей, від чого каламутна вода, здається, закипає. Нє, я таки залізла і таки повисіла в воді пробкою. Навіть посмішка на світлині не показушна – я дуже люблю воду. Але їхати сюди знову? Ні...".
Сейчас это "найшикарніше село України" проваливается под землю. А "палаци, де на подвір'ї леви з мармуру" кое-кому придется покинуть и переселиться в менее комфортное жилье
Сейчас это "найшикарніше село України" проваливается под землю. А "палаци, де на подвір'ї леви з мармуру" кое-кому придется покинуть и переселиться в менее комфортное жилье.
Честно говоря, я не знаю точную цифру бюджетных средств, которые выделялись Солотвино с тех пор, как 10 лет назад село начало проваливаться под землю. Но что-то мне подсказывает, что деньги были. И Ющенко-премьер тут ночевал. И Балога (еще не министр, но уже губернатор или даже глава АП) не оставлял этот край без внимания.
На тот момент было нужно не так уж много: откачивать пресную воду из отработанных горизонтов соляной шахты, отремонтировать больницу, построить нормальный современный курорт и продавать на него путевки. Но не делали ничего.
Больница умирала. В декабре 2008-го спасатели разорвали соглашение с соляным рудником, у которого медучреждение арендовало шахты, поскольку предприятие задолжало им около 700 тыс. грн. В 2010-м из-за аварийного состояния подземные отделения аллергологической больницы окончательно закрыли.
Правда, к тому времени это медучреждение перестало быть уникальным: в Украине открылась другая, новая (точнее – реконструированная) больница в Соледаре. Называется – "Соляная симфония". Гораздо более комфортная, современная, но недешевая. Впрочем, и в Солотвино людям без денег делать было нечего. Но тема "бесплатной" украинской медицины – это из другой оперы.
В общем, когда перестали откачивать воду, она вышла на поверхность, образовав к радости местных бизнесменов новые озера. Но ничего хорошего в этом не было: вода размыла соляной купол, над которым раскинулось Солотвино, из-за чего образовались новые карстовые провалы. Населенный пункт начал уходить под землю.
В 2008 году наступил апофеоз этого дела: на протяжении одной февральской недели произошло 5 оползней. Самая большая воронка достигла 30 метров в диаметре и 23-х – в глубину
В 2008 году наступил апофеоз этого дела: на протяжении одной февральской недели произошло 5 оползней. Самая большая воронка достигла 30 метров в диаметре и 23-х – в глубину. Чуть не провалилась электростанция. Стало понятно, что спасти шахты не удастся. И речь уже идет не о предотвращении катастрофы, а о ликвидации ее последствий.
Лауреат Государственной премии Украины, кандидат геолого-минералогических наук Анатолий Гайдин высказал идею, что делать. По его мнению, самый дешевый, вариант заключается в добыче запасов соли, залегающих выше уровня подземных вод, с помощью горизонтальных выработок – штолен. "Одновременно с добычей соли можно создать подземные залы для размещения больницы и развлекательных заведений. Этот способ самый безопасный, поскольку при его применении не нарушается природный режим подземных вод и исключается опасность развития соляного карста. Строительство штольни с камерами для больниц можно осуществить на протяжении одного года, а стоимость сооружения подземной больницы в штольнях на порядок ниже стоимости новой шахты", – предлагает Гайдин.
Второй вариант заключается в открытой добыче соли из стогектарного карьера. При этом создается возможность выпиливания больших соляных блоков, из которых можно строить соляные дворцы для размещения больниц и развлекательных центров. При применении этого способа создаются условия для мощного производства каменной соли.
Пресную воду через водосборную канаву можно сбрасывать в Тису, а рассолы со дна карьера – направить в шахтные выработки для отстаивания. Одновременно рассол из затопленных шахт можно подаваться в цех производства выварной соли, а летом – на подпитку лечебных озер. Борта карьера придется защитить от дождей пленкой. Галечник, покрывающий соль, можно использовать как строительный материал, считает Анатолий Гайдин.
Есть и другие предложения ученых. Но никто над ними всерьез не задумывается. Как ни парадоксально, но иметь на своей территории зону стихийного бедствия для местных властей так же выгодно, как неблагополучной семье – инвалида, регулярно получающего от державы какую-то помощь. И чем "хроничней" проблема, тем большее воодушевление испытывают местные чиновники.
Иметь на своей территории зону стихийного бедствия для местных властей так же выгодно, как неблагополучной семье – инвалида, регулярно получающего от державы какую-то помощь
Зная эту особенность нашей системы, я не удивился, когда в комментариях должностных лиц Закарпатской облгосадминистрации по итогам заседания областной комиссии техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций (перед принятием правительственного решения о выделении денег) промелькнула цифра 800 млн. грн. Именно столько, по их расчетам, потребуется для преодоления последствий и предотвращения катаклизмов.
Так что 150 млн. грн. – это только первый, "разминочный" транш. Он уже расписан до копейки. Могу процитировать, на что собираются потратить деньги. На обеспечение проведения проектных, научно-исследовательских работ и мониторинговых исследований, установление на их основании четких границ опасных участков – 1,5 млн. грн. На осуществление ПЕРВОГО ЭТАПА строительства жилого массива на 72 дома для отселения жителей пгт Солотвино с прогнозируемой зоны карстовых пропастей – 49,2 млн.грн. На строительство общеобразовательной школы и дошкольного учреждения – 22,6 млн. грн. На строительство инженерных коммуникаций территории новостроек – 59,7 млн. грн. На проектные работы по строительства жилых домов, школы, дошкольного учреждения и прокладку инженерных коммуникаций – 3,4 млн. грн. На вынос отдельных участков сети водоснабжения за пределы зон возможных карстовых провалов – 7,052 млн. грн. На вынос отдельных участков сети канализации за пределы зон возможных карстовых провалов – 5,3 млн. грн. На вынос отдельных линий электропередачи для обеспечения электропитания местного водоканала – 0,804 млн. грн.
Обратите внимание, как грамотно расписали ребята бухгалтерию: первый этап жилого массива, проектные работы какого-то дополнительного, пока еще непрофинансированного строительства. В общем, первоочередные меры. Будут еще другие. Не сомневайтесь. Бюджет, ты попал!
С одной стороны, кто-то скажет, что грех так говорить, люди живут, как на вулкане. С другой стороны, справедливости ради стоит отметить, что вулкан тут – дело рукотворное. Ни местная власть, ни бизнесмены, которые наживались на ресурсах Солотвино, не спешили его спасать, ожидая, пока деньги поступят из центра. А центру всегда было чем заняться и куда направить средства. Спохватились только, когда ситуация вышла из-под контроля. Но было уже поздно.
Это наша классическая "азиатчина": настроить на зыбком месте особняков, навести коммунизм на своем отдельно взятом участке, а за забором – хоть трава не расти и земля провались
Это наша классическая "азиатчина": настроить на зыбком месте особняков, навести коммунизм на своем отдельно взятом участке, а за забором – хоть трава не расти и земля провались. Никого не волнует. Пробежаться на дискотеку и обратно можно и в резиновых сапогах.
Вместо того, чтобы наладить хоть самую примитивную систему отвода воды, местные чиновники спокойно наблюдали, как их земляки бурят скважины и устраивают "мини-филиалы" Мертвого моря прямо у себя во дворах. И как умирает в затопленных шахтах больница, каждый год оздоравливавшая 5 тыс. астматиков.
Денег, которые ежегодно привозили они, а также вполне здоровые отдыхающие, могло хватить на самые необходимые предупреждающие аварию работы так же, как хватило на особняки, пансионы с дискотеками и т.д. Но какой нормальный "хохол" пожертвует личным ради общественного?! Да и государство к этому не очень-то и стимулирует налоговыми и прочими льготами.
К сожалению, Солотвино – лишь самый заметный пример того, к чему может привести хищническое использование природных ресурсов в сочетании с легкомысленным отношением к вопросу техногенной безопасности.
В том же Закарпатье сильные мира сего и просто проворные деловые люди настроили дач с частными скважинами, откуда ценная минеральная вода подается прямо в ванны. Дачу одного политика из близкого окружения Виктора Ющенко, у которого есть не только ванна, но даже собственный бассейн с минеральной водой, автору довелось наблюдать своими глазами.
Но вернемся к Солотвино. Что имеем в сухом (точнее, соленом) остатке? Помимо колоссальных затрат на ликвидацию последствий того, чего можно было избежать, это, конечно, еще и безработица, связанная с закрытием шахты и больницы, и социальный кризис, и проблемы, воззванные переселением. Еще 10 лет назад все это казалось лишь страшным сном. Проспали...
Егор Смирнов, Версии
pfr 2011-04-04 / 23:50:00
все правильно написано. тільки "хохли" тут ні при чому. там самі румуни. тобто "даки". жадібні, як чорти.
2011-04-04 / 15:04:00
Всі вони ті чиновники, з партії "Єдиний Центр"
Горянка. 2011-04-04 / 13:38:00
От тільки автор не назвав жодного місцевого чиновника з дозволу якого відбувалося все це свинство. Адже немає сумніву, що за сліпоту і глухоту чиновників оці ділки непогано платили . Виноваті знову будуть самі громадяни а чиновники дістануть новий транш для розкрадання,