1 ноября в крае День памяти и оказания почестей предкам. В этот день они идут семьями на кладбище, ставят на могилы родных живые и искусственные венки, цветы, зажигают свечи, а также молятся за упокой усопших, просят у Господа прощение грехов их. Священники служат заупокойные службы Божьи, панихиды. Если на дворе дождь, то молебны проводят на кладбищах, если идет дождь, то в церкви. Они зачитывают имена усопших с листочков, написанных людьми.
Настоятель греко-католического Свято-Николаевского храма в Перечине отец Михаил Молоку говорит, что данный обряд унаследован от западной церкви в Европе (римско-католической веры), однако в многоконфессиональном Закарпатье его переняли люди разных вероисповеданий.
- Память о человеке будет жить до тех пор, пока кто-нибудь будет приходить к нему на могилу и зажигать свечи, молиться за его упокой, - замечает о.Михайло.
Он рассказывает, что праздник берет начало в Римской империи. Сначала это был День мучеников, затем он стал называться Днем всех святых и почитали память только святых. Со временем праздник приобрел более широкое значение и люди стали почитать предков.
Закарпатцы по-особому относятся к памяти о предках. Они посещают могилы родных чаще, ухаживают их, сажают на них цветы, зажигают свечи, заказывают заупокойные службы, Парастас, панихиды, псалтыри. В последний путь покойника провожают едва ли не всем селом.
После похорон делают затратные мошкары на сто, а то и больше людей. Не жалеет семья потратиться и на "девятину", и на "сорок", и на "годовщину". И все это потому, что в наших сердцах живет память о них. И никакие земные проблемы, экономические и политические кризисы, инфляции, выборы-перевыборы не смогут из наших сердец вырвать память о предках, о родных, близких, знакомых. Говорят, даже те люди, которые теряют рассудок (это могло произойти по разным обстоятельствам), помнят о тех, кто отошел в мир иной.
Вот как писал известный закарпатский писатель Иван Чендей о своих земляков и День памяти:
"... К ним нас зовут и зовут не поросшие плотной осадой насыпанные пригорки с наклонными крестами. К ним нас зовут и зовут не вырезанные из мрамора и гранита надгробные памятные знаки. К ним зовет нас память. Все они покоятся вечным сном в холодных объятиях матери-земли, а мы приходим к ним, потому что к ним нас зовет и зовет живая память о них, и живые, ибо каждый и на вечном покое живет до тех пор, пока он жив в памяти живых .
Когда кладбище родного для нас Закарпатья онемели и дышат впечатляющим духом белых-белых хризантем и увядающих, с опадающей хвоей венков, когда вечером в сумерках над кладбищами всплывают высоко-высоко в небо, а темноту ночи величаво вповиваеться в марево багряниц из огоньков тысяч и тысяч свечей, мы слышим их в тихой печали неутешительной скорби, разговариваем с ними. С ними наша всегда живая, изболевшаяся и переболенная память. Память жен-вдов, память овдовевших мужчин. Память тех, кто при потере дорогих и родных в сердечном отчаянии страдал. А отчаяние и совсем-совсем беспомощная перед непоправимостью преждевременных потерь, перед неизбежностью расставания в начале жизненных не пройденных еще дорог в расцвете сил. А разлука эта беспомощна перед жестокостью и бессмысленностью трагедий. Каждая могила таит не только отдельно доли жизни, но и отдельную смерть.
Невольно, хотим или нет, и как способность думать и чувствовать не угаснет у нас, а сознание великого назначения человеческой жизни на прекрасной матери-земли имеется, именно здесь, на кладбище, в ноябрьский день поминовения снова и снова ощущаем не только быстротечное мгновение, а и непреодолимую в величии силу жизни. Именно здесь, на кладбище, в ноябрьский день поминовения. Каждый наедине, в меру собственной способности, встречается ..с вечностью той самой, которую создают и утверждают люди на земле... "
В некоторых областях Украины и России чествуют умерших в первое воскресенье после Пятидесятницы, на могилах свечи не зажигают, а кладут печенье, конфеты. Те сладости потом забирают бедные, беспризорные.