Україна-Словаччина: промисловий роман

(Мовою оригіналу)
Словакия интересуется украинским металлом, электроэнергией и пашнями. А Украина — открытым доступом на рынок ЕС.

Україна-Словаччина: промисловий романОбъемы прямых словацких инвестиций в Украину по состоянию на 1 октября 2005 г. составляли $45,1 млн. Это приблизительно полпроцента от общего объема. На территории Украины создано 215 словацких предприятий, из которых 136 — совместные.

По объемам инвестиций, вложенных в экономику Закарпатья, Словакия занимает седьмое место ($8,7 млн., или 4,4% от общего объема иностранных инвестиций в области). Больше 80% инвестиций приходится на промышленный сектор. 42,7% — на добывающую промышленность, 38,1% — на сферу обрабатывающей промышленности (производство пластмассовых изделий, где значительным инвестором выступает компания «Хемосвит», владеющая четырьмя заводами в Волынской области).

Словацкие опасения

Украина экспортирует в основном необработанный алюминий. Возможно, в будущем к этому можно будет добавить экспорт алюминиевых деталей для автомобилей.

С точки зрения маленькой и небогатой ресурсами Словакии Украина — богатый деловой партнер, который может предоставить огромные возможности по сотрудничеству в сфере металлопроката, производства металлических деталей, комплектующих, химической промышленности. Но вместе с тем, по признанию словацкой стороны, с Украиной работать неспокойно, потому что существует ряд проблем, тормозящих взаимовыгодное сотрудничество:
• в стране нет специального агентства, которое занималось бы иностранными инвесторами;
• слишком мало информации о компаниях — перспективных партнерах;
• практически не работает законодательная база по защите инвестора от рисков;
• украинские бизнесмены часто страдают из-за отсутствия деловой этики, в результате чего несет убытки словацкая сторона.

Компания «Хемкостав» входит в число крупнейших 15 фирм Словакии по обороту. В 1999 г. она построила в Киеве супермаркет Billa. Нашелся украинский партнер, с которым было решено создать дочернее предприятие на базе имущества словацкой стороны. Зарегистрирована компания ООО «Хемкостав-УА», которая является 100% украинским юридическим лицом. Исходя из своего опыта Милан Дунай, директор по стратегическому развитию, вице-председатель совета директоров компании «Хемкостав», называет главными проблемами в Украине работу с таможней, налоговыми службами и низкий уровень правовых гарантий для инвесторов. Но вместе с тем словацкие компании не спешат уходить с украинского рынка. Они постепенно обживаются, изучают правила взаимодействия с украинскими партнерами и органами власти и разрабатывают стратегические сферы. Чаще всего таковыми становятся отрасли промышленности.

Кроме прочего, словацкие инвесторы обращают внимание на то, что украинское правительство не интересуется проблемами, которые возникают у инвестора уже после начала работы. «Компания «Словакофарма» решила открыть совместное предприятие с украинской стороной. Так появилась компания «УФарма». Украинский партнер в качестве взноса предоставил недвижимость — здание и участок. Но здание находилось в аварийном состоянии, поскольку пережило пожар. Словацкие инвестиции были направлены на капитальный ремонт здания и закупку оборудования. Компания начала работать, а через несколько лет украинский партнер продал свою долю другой украинской структуре. Вскоре новый партнер решил из предприятия выйти. Согласно украинскому законодательству при выходе из предприятия партнер имеет право забрать свою часть вложений. И он забрал ее, то есть здание, которое словацкий партнер отремонтировал на свои деньги и снабдил оборудованием. Так словацкая компания осталась и без денег, и без бизнеса», — рассказывает Франтишек Фаркаш, заместитель генерального директора по ВЭД компании «Albat Славутич».

Нужны металлы, электроэнергия

Словакия собирается сконцентрировать на своей территории автомобильные производства. Именно поэтому кажется естественным сотрудничество украинских и словацких компаний во всех сферах, которые затрагивают автомобилестроение. Это касается сектора производства компонентов, запчастей и комплектующих, а также поставки сырья (металл, резина и т. д.). Украинские предприятия могут быть включены в логистические схемы концернов «Пежо-Ситроен», «Киа Моторс», «Магна Стейр» и «Гетраг Форд Трансмиссионз». В рамках этого сотрудничество можно использовать не только украинскую сталь, но и алюминий. Возможности словацкого алюминиевого предприятия «Словалько» ограничены. Сейчас Украина экспортирует в основном необработанный алюминий. Возможно, в будущем к этому можно будет добавить экспорт алюминиевых деталей для автомобилей.

Словакия располагает новыми разработками в области оснащения электростанций. Их берут на вооружение словацкие энергетические компании при выходе на украинский рынок, где они участвуют в государственных тендерах и выполняют частные заказы. Так, в Украине было создано акционерное общество «Albat Славутич». Его учредила словацкая компания LivElektra, в сферу деятельности которой входит поставка и наладка когенерационных установок, предназначенных для производства электричества и тепла и работающих на газе. LivElektra занимается у себя в стране также частными проектами в сфере электроэнергии и государственными заказами. В рамках таких государственных проектов компания оснастила одну из самых крупных распределительных подстанций Словакии, куда выведены мощности атомной электростанции в Яславской Богунице. Всего атомных электростанций в Словакии две. Среди электроподстанций насчитывается 11 самых крупных. Благодаря использованию новых технологий, распределительные поля обновленных подстанций занимают территорию, в два раза меньшую, нежели старые.

Много работ компания проводила в Украине на ЧАЭС. В основном это были капитальные ремонты выключателей, разъединителей и силовых трансформаторов. По заказу завода «Стирол» компания сделала капитальный ремонт силового трансформатора. LivElektra считает своими главными преимуществами на украинском энергетическом рынке новые технологии, которые позволяют уменьшить территории, занимаемые электростанциями, а также снижать расходы на электроэнергию. Например, для завода «Пежо-Ситроен» в Словакии была построена персональная распределительная подстанция. Основной источник энергии остается государственным, но процесс дробления энергии на более мелкие потоки происходит уже не за счет государственных преобразователей, а через собственную подстанцию.

Потенциальные партнеры «не видят» друг друга

Развитие отношений украинского и словацкого бизнеса затрудняется из-за отсутствия специализированного агентства. Функции словацкого агентства SARIO, которое занимается всеми вопросами, касающимися инвестиций, в Украине частично выполняет Торгово-промышленная палата, частично — посольство и Торгово-экономическая миссия. Но этого мало.

«Словакия не располагает запасами руд цветных металлов, в отличие от Украины. И мы готовы их покупать. В прошлом у нас были отношения с Украиной по углю и добыче ресурсов в Криворожском бассейне. Но теперь мы решили ориентироваться на Россию как главного партнера. Потому что нашли варианты, при которых можем как покупать, так и продавать. Дело даже не в том, что Россия крупнее или располагает большим количеством возможностей, просто там мы смогли найти партнеров», — говорит Вера Хмелова, представитель компании ETF-MRTrading.

МRTrading была создана в 1991 г. как торговая компания. Деятельность ее сосредоточена в сфере металлов. Товарооборот в начале держался на уровне $60 млн. в год, но в 2005 г. вырос почти в 1,5 раза. Компания активно сотрудничает со странами-членами ЕС и Россией. Но, будучи торговой компанией, разыскивает интересные варианты сотрудничества там, где они могут быть. В сфере металла Украина по-прежнему входит в число ее потенциально интересных партнеров.

Вопросы энергосбережения взаимно интересны

Рост цен на энергоносители негативно влияет на украинский металлургический комплекс и химическую промышленность. Украина и Словакия одновременно заинтересованы в сотрудничестве в сфере энергосбережения. Такое сотрудничество может включать совместное производство когенерационных установок для украинского рынка с использованием отечественных двигателей и новых словацких технологий. Это позволит уменьшить долю импорта и снизить энергоемкость украинских товаров. Также совместные проекты в энергетической сфере могут касаться перспективных энергетических технологий — использования биомассы, энергии малых рек, ветра, солнца. Что касается биомассы, Украина интересна Словакии своими площадями для выращивания сырья. Биомасса может быть выращена и в Чернобыльской зоне. Таким образом, будут заняты земли, непригодные под сельскохозяйственное использование.

Кроме энергосберегающих технологий, сотрудничество Украины и Словакии может касаться сферы транзита энергоносителей. Речь идет о реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (он включен в стратегию энергетической безопасности ЕС), а также о поставках украинской электроэнергии в Словакию, которая испытывает в ней острый недостаток. Эта проблема должна обостриться в связи с расширением мощностей автомобилестроения и грядущего закрытия словацких АЭС.
Катя Лин, Компаньон
16 серпня 2006р.

Теги:

Коментарі

НОВИНИ: Економіка

16:32
/ 1
У Франції відкрили перше у світі індустріальне виробництво целюлози з опалого листя на основі стартапу закарпатця Валентина Фречки
01:03
/ 8
На Закарпатті наразі перебуває 40% усього релокованого бізнесу України
20:35
На третій рік війни об'єми будівництва в Ужгороді майже втричі перевищили довоєнні показники – ЛУН
22:24
Зміни в митному законодавстві ЄС спричинили черги вантажівок перед КПП "Вишнє Нємецьке - Ужгород"
23:35
/ 1
Пов'язана із львівським бізнесменом фірма купила ще один дозвіл на видобуток мінеральної води на Закарпатті
11:11
/ 3
Посуха знищила більшу частину врожаю хурми на Закарпатті
22:05
Торік з прибутками спрацювали 73% підприємств Закарпаття
11:19
АРМА оголосила конкурс на управління ключовим логістичним комплексом Закарпаття "Термінал Карпати"
15:47
/ 2
Завершення будівництва євроколії на ділянці Чоп—Ужгород заплановано на 2025 рік
11:31
/ 1
На аукціонах "Земельного банку" за суборенду землі на Закарпатті ціна за гектар сягла майже 10 000 грн
00:59
/ 3
Підняття мінімальних роздрібних цін на вино стане подарунком для продавців "лівого" вина – Гарновдій
14:59
/ 3
Триває активна фаза будівництва євроколії між Чопом та Ужгородом – "Укрзалізниця"
11:13
Через закарпатську митницю найбільше експортують зерно та деревину, а імпортують - легковики та вантажівки
15:01
Цьогоріч на Закарпатській митниці найбільше податків сплачено за ввезення автомобілів, моніторів і проєкторів, телефонів та водонагрівачів
13:47
/ 1
Індустріальний парк на Берегівщині, один з трьох в Україні, отримає державні 148 млн грн на будівництво залізничних колій та електричної інфраструктури
16:31
З початку року на Закарпатті ціни на продукти харчування та безалкогольні напої зросли на 3,3%
16:18
У серпні споживчі ціни на Закарпатті зросли на 0,6%
01:28
З Харківщини на Закарпаття релокувалися 11 компаній корпорації родини Шуфані
20:51
/ 2
В Ужгороді будують завод із виробництва лікарських препаратів з плазми крові
20:22
/ 2
На Закарпатті за рік податкові надходження від туристичної галузі зросли на 45%
20:43
На Закарпатті запрацював "сухий порт" "Термінал Чорнотисів"
13:52
Кооператив із Закарпаття третину врожаю яблук продав у Європу
11:38
У Горонді на Закарпатті планують збудувати вже три сухих порти
17:38
На кошти ФАО кооператив з Берегівщини планує виробляти вино
20:17
/ 6
Кабмін сьогодні зареєстрував новий індустріальний парк у Мукачеві: планують залучити 36 млн євро інвестицій
» Всі новини