По его словам, данная программа была начата на территории Украины в 2003 году с запуском скоростного поезда "Столичный экспресс" сообщением "Киев-Днепропетровск". Тогда в составе появились модернизированные вагоны-автомобилевозы, установленные на пассажирские тележки и способные передвигаться в составе пассажирского поезда со скоростью до 140 км/ч. Стоимость такой услуги в среднем составляет 300-400 грн. Позже вагон-автомобилевоз появился в составе фирменного поезда "Славутич" сообщением Киев-Симферополь, однако, в отличие от автомобилевоза в "Столичном экспрессе", курсирующем дважды в день, автомобилевоз в поезде Киев-Симферополь курсирует 1 раз в 4 дня, что, по мнению Кавы, создает много неудобств для потенциальных клиентов, которые собираются на отдых в Крым.
Суть услуги, напоминает эксперт, заключается в том, что пассажир может ехать в поезде, например, из Киева в Симферополь, а его автомобиль будет находится также в составе данного поезда в вагоне-автомобилевозе. Для этого пассажир должен привезти автомобиль для погрузки в вагон за 2 часа до отправления поезда и может забрать свой автомобиль через 30 минут после прибытия поезда в пункт назначения. "То есть при выезде из Киева в Симферополь поездом N11/12 "Славутич" пассажир должен привезти автомобиль до 16:00 к месту погрузки у Пригородного вокзала станции "Киев-Пассажирский" и в 9:00 утра может получить свой автомобиль на центральном вокзале Симферополя", - сообщил Кава.
"Данная услуга, которая пользуется большой популярностью во многих странах Европы, может завоевать популярность и на территории Украины только при условии, когда "Укрзалізниця" будет обеспечивать хорошую рекламную поддержку данной услуги среди целевой аудитории, а также при условии предложения автомобилистам различных направлений для перевозки их авто", - прокомментировал эксперт.
По его мнению, хорошим стимулом для развития подобной услуги является "неудовлетворительное состояние подавляющего большинства автомобильных дорог на территории Украины". "Но "Укрзалізнице" следует менять подход к продвижению своих услуг для населения и, введя новую услугу, уделить достаточно внимания для информирования о ней целевой аудитории", - подчеркивает он.
Эксперт полагает, что в первую очередь перспективными направлениями для перевозок автомобилей в составах пассажирских поездов являются: "Киев-Симферополь" (на ежедневной основе), "Киев-Ужгород", "Киев-Донецк", "Киев-Луганск", а также состав международного поезда "Столичный экспресс" N1/2 "Киев-Москва". В тоже время, уточняет он, использование таких вагонов в составах поездов, которые следуют менее 400 км, нецелесообразно, также как и использовать их в поездах "Киев-Одесса", так как эти города соединяет хорошая автострада, позволяющая добраться из Киева в Одессу гораздо быстрее.
Напомним, в Украине производством автомобилевозов занимается ОАО "Азовмаш". В целом на данный момент на рынке существует значительный дефицит крытых вагонов-автомобилевозов, так как вагоны данного типа в СССР не выпускались и закупались (вагоны модели 11-835) в больших объемах Советскими железным дорогами в 80-е годы прошлого века в Финляндии. На данный момент вагоны такого типа имеют значительную степень износа.