Газогін "Богородчани-Ужгород" у десять разів дешевший за морські проекти "Газпрому"

(Мовою оригіналу)
К 2010 г. российский "Газпром" планирует ввести в эксплуатацию три новых трубопровода в обход Украины. Но благодаря ряду преимуществ наша труба будет по-прежнему обеспечивать большую часть поставок российского газа.

Газогін "Богородчани-Ужгород" у десять разів дешевший за морські проекти "Газпрому"При этом главное, как считают опрошенные эксперты, чтобы у “Газпрома” хватило ресурсов для выполнения увеличивающихся из года в год потребностей ЕС в голубом топливе. Сейчас через Украину на рынки западной Европы поступает более 80% экспортируемого российского газа. По данным “Укртрансгаза”, в 2006 г. в европейском направлении через нашу ГТС было транспортировано 113,8 млрд. кубометров газа, при общем объеме экспорта “Газпрома” в страны ЕС 161,5 млрд. кубометров. По новым магистралям “Северо-европейский газопровод”, “Голубой поток” и “Южный поток”, эксплуатировать которые в полную мощность “Газпром” планирует с 2010 г., на европейские рынки сможет поступать около 100 млрд. куб. м российского газа в год.

Однако это не значит, что российский монополист существенно снизит объемы транспортировки по украинской ГТС. Согласно расчетам Международного энергетического агентства, к тому времени потребности ЕС в голубом топливе будут на одну треть превышать нынешний показатель в 560 млрд. куб. м в год и достигнут более 700 млрд. куб. м. При этом, как ожидается, к 2015 г. Евросоюз будет вынужден импортировать не менее 75% потребляемого газа из-за снижения собственной добычи (сейчас — 57%).

При такой тенденции транспортировка российского газа через украинскую ГТС может не только сохраниться на уровне прошлого года в 113,8млрд. куб. м, но и увеличиться. Общая пропускная способность наших газотранспортных мощностей на выходе достигает 178,5 млрд. кубометров в год, и они могут быть в полной мере задействованы “Газпромом” для удовлетворения растущего спроса в Европе.

Но чтобы ГТС выдержала такую нагрузку, необходима ее модернизация, без чего остается большой риск выхода из строя и, как следствие, перебоев в поставках энергоресурса. Впрочем, глава “Нефтегаза Украины” Евгений Бакулин недавно пообещал увеличитьинвестиции в ГТС, чтобы повысить конкурентоспособность Украины как страны-транзитера и увеличить объемы прокачки газа по нашей территории. “У нас есть перспектива не только сохранить объемы, но с учетом последних договоренностей между Россией, Казахстаном и Туркменистаном, увеличить транзит газа через Украину в Европу”, — сказал господин Бакулин. По его словам, НАК в ближайшее время может технически увеличить прокачку на 15-20 млрд. куб. м. При нынешней ставке транзита (1,6 дол. за транспортировку 1 тыс. куб. м на 100 км) увеличение объемов на 13-18% могло бы дать НАКу дополнительно около $250 млн. прибыли.

О том, что украинские газопроводы будут обеспечивать болееполовины объема поставок газа из России в Европу даже после реализации всех новых экспортных проектов “Газпрома”, в интервью подтвердил директор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По его словам, наша ГТС обладает “важным конкурентным преимуществом — огромными мощностями подземных хранилищ газа, расположенных на самой границе ЕС”. Эксперт обратил внимание, что наименее капиталоемкий вариант увеличения экспорта “Газпрома” — строительство ветки Богородчаны — Ужгород, активизированное правительствами Украины и России, — также задействует территорию нашей страны. В пересчете на 1 млрд. кубометров газа в год, по словам господина Корчемкина, этот газопровод в десять раз дешевле морских проектов “Газпрома”.

Но в Минтопэнерго менее оптимистично говорят на тему транзита газа. “Украина в 2005 г. и первой половине 2006 г. утратила инициативу в новых проектах в области транзита газа. В этот период была приостановлена реализация стратегически важного проекта по строительству газопровода Богородчаны — Ужгород и полностью похоронен проект сооружения терминала по сжижению природного газа на Черноморском побережье Украины, что позволило бы дополнительно загрузить украинскую газотранспортную систему в южном направлении”, — отмечают в пресс-службе ведомства.

И все же больше, чем состояние украинской ГТС, еврочиновников беспокоит, сможет ли “Газпром” выполнить обязанности по экспортным контрактам, которые монополия заключает, как правило, сроком до 25 лет. “Долгосрочные контракты являются основой стабильности и надежности поставок газа. Только такие контракты могут обеспечить производителю и экспортеру гарантию окупаемости многомиллиардных капиталовложений, необходимых для реализации крупных газовых экспортных проектов, а импортеру — гарантию надежного и бесперебойного газоснабжения в течение длительного периода времени. Экспортные поставки российского газа на основе долгосрочных контрактов еще долгое время будут оставаться основным источником инвестиций компании”, — говорится на сайте “Газпрома”.

Однако в Международном энергетическом агентстве сомневаются, что “Газпром” справится с выполнением растущих заказов на поставки газа. Замдиректора МЭА Уильям Рамсей, ссылаясь на исследование агентства, заявил, что существующие месторождения исчерпываются, и добыча газа в России в ближайшие годы будет сокращаться. Прирост запасов не превышает в среднем 80% добычи. В 2005 г. компания впервые с 1993г. обеспечила прирост запасов, превышающий объемы годовой добычи (таблица 2). “12-летний период низких приростов запасов газа будет давать о себе знать в ближайшие 10 лет, даже если динамика прироста с 2005 г. сохранится положительной”,— говорит эксперт по вопросам энергетики Михаил Гончар.

По словам директора российского Института энергетической политики Владимира Милова, если бы внезапные сверхприбыли от роста экспортных цен были инвестированы в развитие добычи газа, можно было бы ожидать других результатов. Однако “Газпром” объявил о намерении в 2007 г. сократить капитальные расходы, необходимые для освоения новых газовых месторождений, до 12,3 млрд. долларов, или на 11% от запланированной ранее суммы.

В результате, по оценкам Института энергетической политики, разрыв между поставками и спросом на газ к 2010 г. может составить около 100 млрд. куб. м. “То, что на крупнейших месторождениях добыча падает, — объективный фактор, который не отрицают и в самом “Газпроме”. Продолжающаяся стагнация в производстве свидетельствует, что ввод новых месторождений позволяет лишь компенсировать падение добычи на крупнейших действующих месторождениях”, — говоритВладимир Милов.

Но успешная охота за каспийскими и азиатскими энергоресурсами, очевидно, поможет “Газпрому” выполнить обязательства перед потребителями в ЕС. Михаил Корчемкин уверен, что при нынешних высоких ценах на голубое топливо “Газпром” в состоянии загрузить столько экспортных газопроводов, сколько потребует рынок.А значит существуют объективные предпосылки, чтобы Украина существенно увеличила прибыль за счет увеличения транзита российского газа в Европу. Кроме того, планыпо строительству “Южного потока” и продлению “Голубого потока” в Израиль и страны южной Европы в обход Украины еще окончательно не утверждены, они только прорабатываются.
Укррудпром
11 липня 2007р.

Теги:

Коментарі

НОВИНИ: Економіка

17:38
На кошти ФАО кооператив з Берегівщини планує виробляти вино
20:17
/ 6
Кабмін сьогодні зареєстрував новий індустріальний парк у Мукачеві: планують залучити 36 млн євро інвестицій
18:51
/ 5
ФДМУ готує до приватизації агропромислову фірму "Леанка" на Закарпатті
22:57
У першому півріччі на Закарпатті кількість новостворених суб’єктів господарювання на 1464 перевищила кількість тих, хто припинив бізнес
23:08
Закарпатська митниця: Євросоюз залишається основним постачальником імпорту
15:52
На Закарпатті найбільше туристичного збору надійшло у бюджети Ужгорода, Поляни, Баранинців
17:13
На Закарпатті підприємство вирощує кілька видів екзотичних грибів
22:17
Закарпатська область належить до числа лідерів за зростанням надходжень єдиного податку
13:38
Через аномально раннє тепло закарпатські виноградарі зелені операції проводять мегаінтенсивно
13:47
Cезон лохини на Закарпатті стартував на два тижні раніше, ніж торік
19:14
У травні пасажиропотік залізничним маршрутом Київ-Чоп зріс на 221% – Укрзалізниця
14:54
Через змову на аукціонах суди визнали недійсними вже два спецдозволи "Голден Тайл" на видобуток глин на Закарпатті – дані прокуратури
01:25
Закарпатське вино отримало офіційне географічне зазначення: що це означає
20:19
/ 1
Кабмін вніс до реєстру індустріальний парк "Тячів" площею площею понад 60 га
19:25
/ 1
Видобування солі на Закарпатті зупинилося з початку березня через конфлікт співвласників
17:49
Закарпатське вино офіційно отримало спеціальне географічне зазначення
17:41
/ 1
У І кварталі 2024 р. Закарпаття імпортувало товарів на $189 млн більше, ніж експортувало
11:34
Дозвіл на видобуток піску біля Ужгорода терміном на 20 років продали з аукціону за 4,5 млн грн
11:29
"Укргазвидобування" розвиватиме на Закарпатті генерацію електроенергії з газу та "розкриватиме" його геотермальний потенціал
13:36
Суд відкрив справу про банкрутство кондитерської фабрики "АВК" в Мукачеві
13:50
Через змову на аукціоні Держгеонадр суд визнав недійсним спецдозвіл групи "Голден Тайл" на користування родовищем глин на Закарпатті
16:23
На Закарпатті торік із загального обсягу вирощених зернових та зернобобових культур 69,6% займає кукурудза, 26,1% – пшениця
17:57
З початку року найбільший товарообіг, за інформацією Закарпатської митниці, здійснювався з Німеччиною, Італією, Угорщиною, Чехією та Словаччиною
13:40
Завершено монтаж зернових елеваторів сухого порту "Термінал Чорнотисів" на Закарпатті
01:35
Чеський приватний перевізник RegioJet готовий інвестувати в електрифікацію євроколії на ділянках Чоп-Мукачево і Чоп-Ужгород
» Всі новини