(Мовою оригіналу)
РОМА ПУГАЮТ СВОИХ ДЕТЕЙ БЕЛЫМИ
Под крепостными стенами знаменитого Ужгородского замка танцует цыганенок лет десяти. На земле лежит старенькая кепка, а в ней — не больше пятидесяти копеек.
— Как тебя зовут? — спрашиваю я.
— Дашь монетку, скажу! — отвечает он на ломаном украинском.
Я кидаю в шапку две гривни. Пацаненок тут же засовывает их в карман черных от грязи брючек.
— Ваня меня зовут. У меня еще десять братиков и сестричек. Все хотят есть! Дай еще денег...
Местные жители ромам не подают принципиально. Даже детям. А туристов в рабочий день в Ужгороде — раз, два и обчелся. Я даю мальчишке еще пятерку. И тут же слышу неодобрительные слова в свой адрес от проходящей мимо горожанки.
— Зря вы ему подаете! — восклицает она. — Не стоит баловать...
Любопытно, что, по словам замначальника имущественного отдела управления розыска УМВД Закарпатской области Василия Шпиня, у себя на родине цыгане преступлений не совершают. Это в больших городах (куда ромы частенько ездят на заработки) ловкий цыганенок может стянуть кошелек у зазевавшегося пассажира. А его мама — гадалка — не задумываясь снимет сережки с очередной глупышки, которой позарез понадобилось узнать будущее. Но здесь, в Закарпатье, подобное просто невозможно. Рома хорошо понимают — с соседями нужно жить мирно. Поэтому белые и относятся к ним сравнительно равнодушно. Хотя и не без примеси легкого раздражения. Цыгане, в свою очередь, отвечают им "той же монетой". Не поверите, но они так же, как и мы, подвержены стереотипам! Как-то утром, проходя по центру Ужгорода, я увидела, как молодая ромка показывает на меня рукой и говорит своему 5-летнему карапузу:
— Будешь кричать, тебя гаджовка (не цыганка. — Авт.) заберет!
Помните? Точно так же украинские матери "стращают" своих малышей представителями кочевого народа! Хотя доказательств того, что ромы массово крадут белых детей, ни у кого никогда не было. А преступники, как известно, есть в каждой нации. Получается, что столетиями проживая рядом друг с другом, мы так и не научились друг друга понимать. И не потому, что слишком разные. Просто не было желания. Между тем, в целом в Украине зарегистрировано около 50 тысяч ромов. А в Закарпатье цыганские поселения существуют в 124 населенных пунктах и насчитывают, по официальным данным, около 23 тысяч человек. Хотя точно сказать, сколько в регионе цыган, никто не может. Слишком уж часто они умирают и рождаются. Да и держатся особняком. Селятся в основном на окраинах либо полностью занимают две-три улицы.
В БЕРЕГОВО ДЛЯ РОМОВ УСТРОИЛИ РЕЗЕРВАЦИЮ
Одна из крупнейших ромских общин Закарпатья находится в райцентре Берегово. Подавляющее большинство белого населения здесь составляют венгры. Поэтому вывески на всех госучреждениях — на двух языках — венгерском и украинском. Улицы городка — чистенькие и ухоженные. Крыши домов покрыты черепицей. Из дворов выглядывают смешные гипсовые гномики. На фоне этой красоты, огражденный высоким бетонным забором ромский табор производит особенно угнетающее впечатление. Поневоле напрашивается сравнение с резервацией. Асфальта в поселении нет. Под ногами чавкает разъезженная цыганскими телегами земля. Ромы едва ли не каждый день привозят в табор собранный на городских свалках мусор и часами роются в нем, выбирая более-менее пригодные бытовые принадлежности и одежду. А также ищут металлические предметы и бумагу, чтобы сдать их потом за деньги государству. Живут цыгане в деревянных хибарах, которые сложно назвать домами. Между досками — щели в 30—50 см. Как здесь можно зимовать (да еще и с детьми!), представить просто невозможно. Увидев, что к ним приехали гости, ромы выскакивают из своих халуп и берут меня в плотное кольцо. Женщины с изможденными лицами. Мужчины с красными от выпивки глазами. Голенькие и невероятно грязные дети.
— Напишите, что у меня ребенок — инвалид! — кричит цыганка лет сорока. — Ходить не может! Мне кормить его нечем!
— Нам власть обещала газ и воду провести еще пять лет назад! — горячится ее подруга. — Ничего не сделали!
В целом, в этом таборе проживают около 2 тысячи человек. Кормятся они милостыней, за которой ездят в большие города. Например, в Киев или Одессу. А также за счет пособия на детей. Поэтому рожают много. В среднем, в семьях от шести до десяти детей. При этом ежегодно десятки ромов умирают от голода, туберкулеза (этим заболеванием в таборе страдает каждый второй) и других болезней. Денег у них часто-густо нет на хлеб. Не то что на лекарства.
— Ромы сами виноваты, — говорят закарпатцы. — Не хотят работать, вот и живут за чертой бедности. Это у них в генах. Когда во время наводнения были разрушены некоторые цыганские дома, им дали временное жилье. Знаете, что они с ним сделали? Чугунные батареи продали, а паркет разобрали и разожгли костер прямо посреди квартиры!
Но это взгляд, как говорится, со стороны. А если копнуть глубже, оказывается, что большинство цыган хотели бы работать и жить нормальной жизнью. Но такой возможности у них попросту нет. А бедность, как известно, еще никого не украшала.
"КАК ТОЛЬКО ВИДЯТ, ЧТО ЦЫГАН, ТАК И ВЫГОНЯЮТ!"
— Начнем с того, что во времена СССР государство проводило определенную политику в отношении ромов, — рассказывает главный редактор единственной в нашей стране ромской газеты "Романи Яг" Евгения Навроцкая. — Поэтому все цыгане работали в колхозах или на заводах. Но после развала Союза большинство этих предприятий были разрушены. Безработица была жуткая.
А получивший возможность выбора работодатель предпочитал белых — предрассудки в отношении цыган у нас все еще сильны. Вот ромы и покатились по наклонной. Снова начали попрошайничать, рыться на мусорке...
Естественно, цыгане не претендуют на высокооплачиваемые места. Их вполне устроил бы труд, который не требует особой квалификации. Но и на это рассчитывать они могут далеко не всегда.
— Как только видят, что цыган, так и выгоняют! — жалуется 40-летний Николай. — Даже грузчиком или чернорабочим брать не хотят. Хорошо хоть, что белые брезгуют убирать улицы и заниматься сборкой урожая в сезон. Эта работа пока за нами.
Конечно, некоторые ромские семьи промышляют контрабандой сигарет, белья и бензина. Все-таки Закарпатская область в этом отношении — место хлебное. Граничит с Польшей, Венгрией, Словакией и Румынией. Но этот полукриминальный вид заработка доступен не всем. Если нет средств купить товар и дать взятку на границе, об этом нечего и думать.
— Мы живы до сих пор только благодаря тому, что дружные, — рассказывает пожилая ромка Эстера. — Ребенок может сегодня поесть в одном доме табора, завтра — в другом. Кроме того, мы собираем деньги, если кто-то заболел или умер.
Стоит ли говорить о том, что многие ромы не могут устроиться на работу еще и потому, что у них нет документов? По официальным данным, среди цыган Закарпатья не имеют свидетельства личности более 312 человек. Но правозащитники уверены: на самом деле людей-призраков гораздо больше. Почему так получилось? Дело в том, что у рома нет привычки регистрировать браки и новорожденных детей в загсе. А по закону, без свидетельства о рождении паспорт не получишь.
— Эта проблема характерна для целых цыганских семей, — отмечает Евгения Навроцкая. — Нет документов у бабушки и дедушки — значит, нет удостоверения личности у их детей и внуков. Проще говоря, у целого клана, в котором больше двадцати человек!
По логике вещей, зная об этой проблеме, государство должно было бы разработать программу легализации рома. Но пока это только мечты. Так же, впрочем, как и официально утвержденная схема регистрации цыганских жилищ.
— Ромы часто строят свои дома без разрешения властей, — вздыхает Светлана Адам. — Например, ставят хибарку рядом с жилищем своих родителей. А в БТИ при этом не обращаются. Да и как это сделаешь, если нет паспорта?
МОЛОДЫЕ ЦЫГАНЕ НЕ УМЕЮТ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ
Какое будущее в такой ситуации ожидает ромских детей, представить несложно. Тем более, что ситуация усугубляется еще одним немаловажным фактором: многие взрослые цыгане просто не понимают значения образования. Ведь и сами его не получили.
— Оставшись после развала СССР без работы, многие ромы были вынуждены выживать любыми средствами, — рассказывает дочь цыганского баро Светлана Адам. — Поэтому, вместо того чтобы отдавать своих детей в школу, брали их с собой просить милостыню. Либо оставляли тех, кто постарше, с младшими братиками и сестричками в качестве нянек. А сами тем временем искали способ принести домой копейку. В результате, цыганское поколение "девяностых" выросло сплошь безграмотным. Сегодня большинство 30-летних ромов не умеют ни читать, ни писать!
Словно в подтверждение этих слов, в редакции "Романи Яг" (она расположена в ромском микрорайоне Ужгорода, который в просторечии называют "Шахта") я случайно встретилась с 36-летней Розой.
— Мне врач написал название лекарств, которые нужно купить внучке, — сказала она мне. — Прочтите, пожалуйста...
Эта женщина, по цыганской традиции, рано вышла замуж и в школу почти не ходила. Она хотела бы, что бы ее внуки учились. Но позволить себе такие финансовые расходы ее семья не может.
— Уже 1 сентября родителям первоклашек объявляют, сколько нужно сдать на благотворительные нужды, — жалуется мне Роза. — А ведь надо еще купить форму, учебники, тетрадки и ручки!
Нетрудно догадаться, что фамилии ее внуков, скорее всего, в списках школы фигурировать будут. Но на самом деле дети на занятия не пойдут. Либо появятся в школе в лучшем случае один раз в год. И таких примеров — десятки! Естественно, в областном управлении образования об этой проблеме знают. Но предпочитают делать вид, что ее не существует.
— Мы свою задачу выполнили — школы открыли, — считает заместитель начальника управления образования областной госадминистрации Анна Собко. — А дальнейшее зависит от родителей. Почему они не выполняют свои функции?
Любопытно, что по закону дети рома должны учиться в общеукраинских школах. Но на практике для них создают отдельные учебные заведения в микрорайонах компактного проживания. А уровень образования в этих школах крайне низкий.
— Я своего ребенка в ромскую школу ни за что не отдам, — говорит одна из обеспеченных цыганок. — Однажды я спросила у выпускниц: где находится Украина? А они ответили мне вопросом на вопрос: на "Раданке?" Представляете, они перепутали страну с одним из микрорайонов Ужгорода! Алфавит не знают. Считать не умеют...
Почему так происходит? Видимо, в силу нескольких причин. Во-первых, маленькие ромы сами не стремятся учиться. Во-вторых, дома с ними никто не занимается. В-третьих, учителя (как правило, белые) просто не могут найти к маленьким цыганятам подход. Да и не желают, если честно. Поскольку уверены, толку с этого все равно не будет.
— Когда эти дети приходят в первый класс, оказывается, что они не знают украинский язык и не умеют держать ручку! — горячится одна из преподавательниц ужгородской школы №13. — При этом на занятия ходят в лучшем случае раз в месяц. А если предъявишь претензии — обматерят. Книжки мы им на дом не даем — эти дикари могут учебниками и печь растопить! Если честно, я считаю, что цыгане вообще не приспособлены к обучению. У меня полкласса дебилов...
Стоит ли осуждать учителей? С одной стороны — маленькие ромы действительно не подарок. А альтруистов, которые были бы готовы возиться с ними сверх меры (да еще и за копеечную зарплату!), не так уж и много. С другой стороны, это все-таки дети. А также юные граждане нашей страны. Любопытно, знает ли о ворохе цыганских проблем новая украинская власть?
— Мы сейчас как раз изучаем ромский вопрос, — говорит сотрудница отдела по делам национальностей областной госадминистрации Любовь Петришина. — Уже провели первое совещание с цыганскими баронами (проще говоря, старшинами общин. — Авт.). — Когда будем готовы давать комментарии, обязательно с вами свяжемся...
Между тем, европейские правозащитные организации о происходящем прекрасно осведомлены. Поэтому и выдают цыганским баронам гранты на бесплатное питание, медицинское обследование и образование. Но мелкими финансовыми вливаниями кардинально ситуацию не изменишь. А рассчитывать на госпрограмму реабилитации ромов, если честно, не приходится. Слишком уж много накопилось у нашей страны других глобальных проблем. А значит, времени (и, тем более, бюджетных денег) для того, чтобы заниматься цыганами, скорее всего, не будет. Соответственно, с каждым годом они будут скатываться все ниже...
ПОДВИНОГРАДОВСКИЕ РОМА СОХРАНИЛИ СТАРИННЫЕ ТРАДИЦИИ
Табор в поселке Подвиноградово Королевского района Закарпатской области — мечта путешественника. Местные рома сохранили свои старинные традиции и живут получше многих украинцев. Вместо халуп, в поселке стоят дома — дворцы, которым могли бы позавидовать и столичные бизнесмены. Рядом припаркованы дорогие иномарки. Женщины разгуливают по табору в длинных разноцветных юбках. Мужчины одеты в джинсы и яркие рубашки. "Мы так хорошо живем потому, что у нас есть работа, — считает местный барон Йосип Фаркош. — Двести лет назад были жестянщиками. А теперь ездим на заработки в Киев и Москву. Крыши кроем. Водостоки делаем...". Женщин в поездки мужчины не берут. Их дело — хранить домашний очаг и воспитывать детей. Кстати, девочки выходят здесь замуж уже в 12—13 лет. Поэтому в школу не ходят. А мальчики, как правило, заканчивают не более 5 классов. После чего отправляются вместе с отцами на заработки. Ведь в 15—16 лет им предстоит жениться и завести детей! "Раньше мы все в золоте ходили, — рассказывает барон. — На свадьбах дарили женихам сделанные нашими мастерами золотые галстуки, а невестам — короны.
Но потом все продали. Вера у нас строгая...". Как выяснилось, в таборе существует христианская церковь. Пастырем там работает рома. Он и убедил цыган перестать хвастаться богатством. Хотя золото для них всегда было самым большим достоянием. Ведь во время кочевой жизни взять с собой в дорогу тяжелое имущество они просто не могли. А вот отучить петь и танцевать так и не смог. По праздникам весь табор пускается в пляс.
РОМСКИЙ ВОПРОС АКТУАЛЕН ВЕЗДЕ
Отмечу, что проблема рома актуальна для всего мира. Недавно президент Франции Николя Саркози заявил о депортации около 700 рома, которые нелегально приехали в его страну из Румынии. В то же время правительство Германии объявило о том, что планирует принять аналогичные меры относительно 12 тысяч рома, бежавших сюда во время военного конфликта в Косово. А руководство Дании и Бельгии заявило о намерениях "очиститься" от перекочевавших к ним цыган из Восточной Европы. Но каковы будут результаты этих акций, пока неясно. В Венгрии, Чехии и Румынии ромский вопрос не решен, так же как и у нас. А значит, цыгане снова попытаются убежать от бедности в Западную Европу.
Инна Золотухина, Сегодня
читач 2010-08-26 / 14:59:00
Приїхала дамочка з Києва, побачила щось одним оком і гайда шурувати сенсації. Треба прожити кілька днів на Закарпатті, аби зрозуміти тих же циган.
Горват 2010-08-26 / 10:36:00
"Табор в поселке Подвиноградово Королевского района Закарпатской области..."
Це, вибачте, де?:)))
Неполитик 2010-08-26 / 09:46:00
если приехать, посмотреть, расплакаться и уехать - это одно дело, а если смотреть на них каждый день (и точно не плакать) - совсем другое...