Цыганский барон из Мукачева Александр БАЛОГ.
В городе Мукачевом на Закарпатье находится одно из самых больших в Украине поселение цыган. Руководит общиной 56-летний Александр Балог. В прошлом году пять тысяч жителей лагеря единогласно оставили его на должности еще на четыре года. Сам староста, или, как его называют, цыганский барон, утверждает, что руководить общиной очень тяжело.
Александр Балог ждет меня возле дома N18 на мукаче вской улице Канальной. На нем темные штаны и черно-белая рубашка. На шее блестит грубая золотая цепь с крестиком, на пальце — перстень с камнем.
В большом дворе стоят три дома голубого цвета и один серый. Сбоку — фиолетово-синее авто ” шевроле”. Староста приглашает в дом. Объясняет, что в соседних домах живут семьи детей и внуков.
В комнате у входа на подставках сохнет одежда и постель. В углу кухонная стенка, холодильник, ми кроволновка. Заходим в гостиную. Перед окном — большой плазменный телевизор, DVD-плеер, рядом — кресла, диван. Через открытые двери спальни видно большую кровать, современный мебельный гарнитур, компьютер.
— Никак не привыкну к новому телевизору, — хвастается староста. Нажимает на пульт. — Несколько дней назад купил. Отдал 9 тысяч гривен. Хотел взять больший — ”Самсунґ” за 13 тысяч, но потом передумал. Планировал, что возьму в кредит в ”Фокстроте”. Так третий раз мне в этом магазине отказали, — возмущается. — Тем более что у меня есть, чем платить. Они знают, как предоставлять кредиты рому из лагеря, который нигде не работает. И потом ко мне ходят с просьбой помочь отыскать должников.
Староста угощает конфетами и предлагает белое вино. Рассказывает, что его жена Ибоя, 49 лет, торгует.
— В воскресенье стоит здесь, на нашем ромском базаре, а по будням — ездит по селам. У нее есть микроавтобус. Сегодня Ибоя поехала в Изи в Хустский район. За товаром она ездит в Черновцы, Хмельницкий или в Венгрию.
Александр Балог хвастается, что уже прадедом. В январе 16-летняя внучка Кристина родила сына.
— У нас девушки созревают быстро, — улыбается. — Сыну Шонию тридцать три, а уже имеет внука. Он сам быстро женился и дочек повыдавал в пятнадцать. Мы пытаемся сдержать наших цы ганочок, но они спешат замуж. Вот когда была свадьба у младшей внучки, то гуляло 450 гостей. Приехали из Порошкова, Свалявы, Великого Березного, Перечина.
Ромский Совет старейшин в 1999-м впервые избрал Александра Балогу старостой поселения.
— Через три года летом я поехал отдыхать на море в Одессу, — продолжает. — А мой заместитель Тейфел сделал в лагере переворот, назначил себя старостой. Травил на меня людей, но я промолчал. Да и он был недолго. Через год ему выразили недоверие и впервые в истории лагеря решили организовать демократические выборы тайным голосованием. Сзывали лидеров ромских организаций из Ужгорода, Перечина. Предупредили милицию и попросили ее присутствовать на выборах, чтобы не случилось какого-то инцидента. Свои кандидатуры выдвинули четверо ром. Мы напечатали бюллетени, опечатали урну. Голосовали в палатке на улице Трудовой. И вечером в присутствии всех кандидатов подсчитали. Я победил с разницей в 300 голосов.
Староста ром имеет печать поселения. Использует ее для выдачи справок. Только при наличии документа, заверенного старостой, городские органы власти выдают рому справки государственного образца.
— Кроме меня, никто из городской власти не поможет никому из нашего поселения, — говорит Александр Балог. — Здесь, бывает, в доме живут по две-три семьи и каждого нужно знать. А когда приедут из Молдовы, из юга Украины... Кто с ними разберется?
Особенно досаждают барону воры. По меньшей мере, раз в день приходится искать их по лагерю.
— Приедут ко мне горожане, — жалуется, — и просят: ”Вот сегодня там и там у меня украли кошелёк. Будьте добры, помогите”. По их характеристике я должен искать вора. Больше всего воров живет на улице Верховинско й. У одной цыганки раз нашел четыре бумажника!
О своей работе Балог рассказывает неохотно. Говорит, что занимается заготовкой черных металлов. Во дворе у дома стоят большие весы: туда ром привозит на подводах металл. Сын старосты микроавтобусом возит утиль на базу.
Староста приглашает посмотреть на свое хозяйство. В хлеве, недалеко от дома, двое телят, рядом — три откормленных поросёнка.
— В этом году уже двух кабанчиков заколол, — радуется. — Утром я хозяйничаю возле скота, а вечером — мой сын.
Показывает на клетку с курами и индюками. На куче хлама сидят овчарка и двое щенков. Цыганский барон показывает машину. Купил ее полтора года назад.
— Через несколько дней мне должны привезти заказанный джип ” хюндай”. Решил поменять автомобиль. Этот планирую продать.
"Газета по-украински"
10 березня 2007р.
Теги: