Когда они уже были почти на вершине, ухудшились погодные условия: пошел снег, поднялся туман, видимость достигала не более 5 метров, 10-12 градусов мороза, сильная метель - и люди просто заблудились, - рассказывает командир Закарпатского горного поисково-спасательного отряда Виктор Опаленик . - К нам информация поступила около 19-и часов. По тревоге подняли личный состав Ужгородского и Воловецкого спасательных пунктов. Опасность угрожала всем: и заблудившимся, и поисковикам. Южные склоны Боржавских полонин были покрыты снегом на полметра, северные - на 1,5-2 метра. А свежий снег, выпавший на обледеневшие склоны, является первопричиной схода лавин, которых, кстати, в то время вблизи маршрута спасателей было три. Только под утро следующего дня поисково-спасательные группы встретили заблудивших. К счастью, они натолкнулись на металлические цистерны, где и укрылись от мороза и ветра. Мы постоянно поддерживали связь, чтобы люди не уснули на морозе и психологически не пали духом. Утром видимость улучшилась и туристы были найдены.
- Почему люди оказываются в такой ситуации? Это уверенность в собственных силах?
- Самая первая проблема - самоуверенность, причем не обоснованная. С другой стороны, поднимаясь в горы, путешественники не обращаются к спасателям и не регистрируются. Наши пункты размещены почти по всему Закарпатью (кстати, на сегодня их восемь, в этом году должны открыть еще один на Иршавщине), в туристических справочниках есть контактные телефоны соответствующих подразделений. Каждый желающий может получить информацию о погодных условиях, снежном покрове, опасности, которые могут случаться в горах. К большому сожалению, люди начинают бить тревогу уже тогда, когда происходит беда.
За последние пять лет количество туристов, посетивших Закарпатскую область, увеличилось, соответственно увеличилось и число наших выездов для оказания помощи. В 2008-м мы спасли 77 человек, в прошлом - 126.
- Достаточно ли оснащены спасатели для поисковых операций?
- На сегодня все наши подразделения обеспечены автотранспортом. В прошлом году дополнительно получили автомобили высокой проходимости. К пострадавшим добираемся "на колесах" пока способна ехать машина, далее же рюкзаки, носилки, все необходимое для спасательной операции оснащения за плечи - и на своих двоих. Главное - как можно быстрее добраться до заблудившихся.
- Какие горные массивы на Закарпатье наиболее опасны?
- Это Черногорский хребет, районы Петроса и Говерлы, Боржавские полонины и Свидовецкий хребет. Я бы вообще не советовал неподготовленным людям выходить в горы, особенно сейчас, когда очень опасные погодные условия: то потепление, то снегопады, то снова морозы, а значит и велика вероятность схода лавин.