Ибо, как и большинство закарпатцев, до сих пор были незнакомы с историей и нынешним состоянием славного севлюсшского замка "Канков"..
До этого я видел несколько фото в Интернете, но остатки старых стен не впечатлили, поэтому в многочисленных поездках в Виноградов поленился пойти и посмотреть на них. Наконец, любопытство победило. Тем более, что у замка нашелся неформальный хранитель, общественная организация "Канков", с руководителем которой стоило познакомиться. Прошел год, с руководителем "Канкова" Владимиром Мочарником (оказавшимся священником и... журналистом - редактором известной не только на Виноградовщине "Черной горы", газеты, независимой от власти и партий) теперь держим связь. Итак, отправляемся в Виноградов во второй раз, чтобы увидеть, произошли ли за это время изменения к лучшему. Забегая наперед, скажу - позитивные сдвиги, по сравнению с первым знакомством с памятником сторины, есть. Это достаточно чистая территория вокруг руин (среди остатков стен там даже разложили несколько мусорников), и новый хороший деревянный стенд со схемой замка, на трех языках - украинском, венгерском и английском. Но этого еще крайне мало...
Крепость, замок, монастырь-госпиталь, руины
Сегодня трудно себе представить, что когда под Черной горой стоял замок, который по мощи и красоте не уступал и прославленному мукачевскому "Паланку". Теперь с ним можно познакомиться разве что на репродукциях старинных гравюр.
Что же произошло с величественным сооружением? Его не пощадила жестокая история. Более 1000 лет назад на плато у Черной Горы воводятся первые укрепления, глинобитная крепость, которая становится одним из пограничных форпостов государства Арпадов. В 12 веке венгерский король Гейза II создает здесь отдельную жупу, с центром в замке. Крепость укрепляется и расширяется, вокруг нее растет поселение Севлюш (с венгерского - "виноградное", ведь известно, что благодаря Черной Горе здесь существует свой особенный микроклимат, который лучше всего способствует садоводству и виноградарству (слышал, что именно на Черной Горе ботаники нашли растение, из которой давным-давно люди и начали культивировать виноград, выведя из скромной растения с кислыми ягодами кучу самых разных сортов).
В 1241 году городок уничтожают монголо-татары, однако укрепление Канков уцелело. Через два десятилетия Севлюш одним из первых поселений на территории современного Закарпатья получает привилегии называться королевским городом. Горожане здесь имеют собственный суд и самоуправленияе. С того времени севлюшское право становится королевским вознаграждением для других городов Закарпатья. Замок Канков играет значительную роль в охране знаменитого соляного пути ( "соль дороже золота" - пословица тех времен). Интересно, что своенравная Тисса протекала тогда близ замка, теперь же ее русло значительно отдалилось.
В 1317 году Канков полностью разрушают войска венгерского короля Карла I Роберта. Впоследствии по его же приказу замок восстанавливают, а Севлюш в 1329 году провозглашают коронным городом. В 1399-м король Жигмунд Люксембургский дарит Севлюш вместе с замком барону Петеру Перени. В начале 16 века его потомки строят неподалеку другой дворец, а в Канкове селятся монахи-францисканцы. Они превращают бывшую крепость в монастырь-госпиталь. При нем строится величественная церковь, аналог католического храма, которым сейчас украшен Виноградов. Канков становится духовным и экономическим центром францисканцев всего Карпатского региона.
Однако через несколько десятилетий происходит настоящая трагедия. Очередной обладатель Севлюша Ференц Перени переходит из католичества в протестантство и выгоняет из своих владений католическое духовенство. В 1556 году он приказывает вырезать всех монахов-францисканцев. Согласно легендам, в своем замке-монастыре они хранили мощи святого Иоанна Капистрана, которые были осквернены солдатнёй. И именно после осквернения на замок упало проклятие: здание за два года после трагических событий берут штурмом австрийские войска и уничтожают его до основания. После чего почти на полтысячелетия Канков обречен лежать в руинах. Его никто не пытался восстановить, добротные камни местный люд пристроил для своих нужд, снега с дождями и силы природы доделали своё дело - сейчас от мощной крепости остались лишь руины.
Кстати, что обозначает это слово - "Канков"? По одной из версий, название происходит от венгерского слова, означающего каменную глыбу. По другой, название происходит от аскетической одежды монахов - плащей из овечьей шерсти, которые называли "канку". Есть и такая версия, будто бы в первое время существования крепости, во время междоусобных войн, после прекращения династии Арпадов ею временно завладел разбойник Канку...
Впрочем, говорить, что от древнего величественного Канкова сегодня остались лишь никому не интересны руины, будет совершенно неверным. Поскольку даже остатки былого величия, если они ухоженные и "раскрученные", обычно становятся интересными туристическими объектами и гордостью местных жителей. Руины Канкова не зря и неоднократно вдохновляли художников и фотографов, и даже кинематографистов. Последние еще в советские времена чуть освободили каменные стены от возрастных зарослей, сделав их декорациями для ряда фильмов - "Ливень над полями", "Над Тиссой" и знаменитого "Табор уходит в небо". Если подняться к замку, который возвышается над городом, то и сегодня можно оценить мощь его стен, оставшихся лишь в виде фрагментов. Есть несколько кусков стен с бойницами. Лучше всего сохранились стены и монументальный фундамент часовни. Очевидно, на ее месте когда-то была башня. Не обошлось и без традиционного подземного хода. В советское время было найдено 12 метров тоннеля, хотя по рассказам, ход вел намного дальше.
Сегодня остатки Канкова имеют статус национального памятника архитектуры. Археологи, возглавляемые известным знатоком и исследователем Закарпатья паном Котигорошко, сделали рекомендации: руинам нужно предоставить статус археологического памятника, ибо исследовать здесь есть что - смело можно прогнозировать немало исторических открытий и сенсаций.
Но, к сожалению, кроме некоторых археологических исследований и съемок кино, в советскую эпоху "Канковом" власть не занималась вовсе. Разве что отметилась огромным "биг-бордом" с изображением Ленина, в свое время объявившиего войну дворцам, поэтому на фоне древних руин выгляделвшим особенно издевательски. В конце советской эры, в 1989 году, территорию вокруг замка и монастыря, вопреки законам и логике, тогдашние руководители города раздали под земельные участки. На части из них теперь ведется огородничество, другая часть - это загроможденные мусором и дикой растительностью пустыри. Как следствие, сегодня невозможно даже определиться, где, собственно, проходят четкие границы замкового комплекса. Остатки стен и часовни продолжают разрушаться.
И тем не менее энтузиаст возрождения замка Владимир Мочарник не теряет надежды оживить "Канков". Речь, конечно, не о том, чтобы на месте уничтоженного историей и временем памятника соорудить на потеху туристам искусственный "новодел" из кирпича и бетона. Речь идет об идее, реализация которой займет не один год или даже десятилетие, однако ее результаты будут оценены не только в гривнах или долларах доходов от туризма, но и в позитивных сдвигах в сознании горожан Виноградова. Созданная два года назад ОО "Канков" для этого сделала немало: был проведен ряд экскурсий школьников и молодежи к замковым стенам, организован творческий конкурс, выпуск буклета для городской общины, круглый стол "Канков сегодня и завтра", и даже костюмированное шествие к замку (костюмы горожан средневековья занимали в театрах по всей области) - все это в рамках долговременной акции под названием "Наступление на беспамятство", и все для того, чтобы раскрыть глаза виноградовцам на то богатство, которое разрушается и зарастает кустарником у них перед глазами.
Казалось бы, за последние годы лед тронулся - по крайней мере, на словах все поддерживают идею хотя бы начать возрождение исторического памятника. Какой ей быть в будущем, то уже вопрос дискуссионный. Специалистам известно немало путей, как не дать исчезнуть историческим руинам, одновременно и явив их людям, и не превратив в муляж. Пока же самым актуальным вопросом является определение четких границ будущего комплекса. Недавно по заказу Виноградовской РГА ужгородское предприятие "Наше наследие" разработало проект - исходя из реальных возможностей его реализации. Им предусмотрено восстановление разрушенной часовни, консервация стен и установление границ новой охранной зоны вокруг замка. ОО "Канков", которая также вложила свои деньги в это проектирование, ныне выражает свое несогласие с этими пределами. Ибо, по сути, в проекте оказываются "законсервированными" нарушения охранной зоны, которые произошли 20 лет назад. Новая зона будет проходить почти под стенами замка, аккуратно обходя дачные участки. А это значит, что большие площади, под которыми находятся бесценные для археологов и историков культурные слои, рискуют навсегда исчезнуть под домами и огородами.
Музей без здания, город без музея
Если уж писать о архитектурном богатстве Севлюша-Виноградова, грех обойти еще одну болезненную тему - городского музея. Наше первое знакомство с Владимиром Мочарником и его коллегой по ОО "Канков", директором Виноградовского исторического музея Людмилой Тороцкези, состоялось в этом же музее. Хотя это громко сказано. Под музеем следует понимать несколько комнат в обшарпанном здании, спрятавшиемся возле одного из городских базаров. В нем "прописаны" еще и городская библиотека, музыкальная школа, автошкола и экологический центр. В музее немало интересных экспонатов, но, к сожалению, большинство тех, кто посещает Виноградов, их вряд ли увидит. Ведь обычно музеи размещают в исторических зданиях - замках, дворцах, которые придают им соответствующий дух. Ранее музей Виноградовщины размещался в здании из комплекса помещений францисканских монахов, однако несколько лет назад виноградовская власть вернула здание верующим. Зато пообещала в качестве компенсации выделить музейщикам одно из красивейших зданий города - бывший дворец Перени.
Это сооружение появилось в 16-м веке совсем рядом с замком "Канков", и первоначально служило для обороны. Позже хозяева - магнаты Перени - перестроили его в стиль барокко, и дворец приобрел изысканные формы. Перени (среди них и известный Жигмонд Перени, борец за независимость Венгрии от Габсбургов, участник национальной революции 1848-1849 гг.) Жили здесь до 1944 года. Дворец имел большую библиотеку и коллекцию живописи. Даже теперь, после десятилетий совсем других времен, аристократический дух еще сохраняется в этих сооружениях, довольно качественно отреставрированных несколько лет назад (например, деревянную крышу можно принять за аутентичную - к счастью, реставраторы не исказили её какой-нибудь модной "еврочерепицей"). Сейчас во дворце разместился районный отдел образования. Педагоги какбы и не против того, чтобы ради блага города изменить место "прописки", однако уже не один год дело с музеем не трогается с места. Поэтому гости, посещающие Виноградов, иногда просто подходят, чтобы посмотреть на дворец (особенно он интересует туристов из Венгрии), тогда как о музее возле базара подавляющее большинство понятия не имеет. А вот если бы тот разместился во дворце Перени, и развернулся бы в полную силу - со всеми своими коллекциями, пылящимися в хранилищах, с действующими выставками актуального искусства в подсобных помещениях и т.п., то знакомство туристов с Виноградовым-Севлюшом стало бы куда более глубоким.
bakocino 2010-11-22 / 16:01:00
Отличная статья.
Есть, однако "ложка вранья политического"- я сам с Виноградово и никогда в прижние советские времена никаких биг бордов Ленина возле Канкова не видел. А, вот сейчас на перекрестке под горой, действительно, висит большой рекламный щит, портящий вид на Канков со стороны города.