"Измерение радиации будет проведено представителями Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в течение недели, начиная с 12 октября", - сообщил М.Лайчак на пресс-конференции после переговоров.
По словам руководителей МИД двух стран, и Украина, и Словакия, признают результаты проверки, проведенной МАГАТЭ.
Как сообщал УКРИНФОРМ, 19 августа Львовская железная дорога прекратила движение грузов через переход Ужгород-Матевце на границе со Словацкой Республикой. Это произошло из-за того, что словацкая сторона не отреагировала на замечание о неприемлемом состоянии работы сканирующей системы TNSCAN RF6010.
Как установила совместная комиссия специалистов с украинской и словацкой железных дорог, здесь наблюдалось существенное превышение радиационного фона. Причиной для проверки стали обращения машинистов локомотивов, которые утверждали, что 13 и 14 февраля 2009 года получили при выполнении служебных обязанностей дополнительное радиационное облучение, хотя и не являются причастным спецперсоналом и подпадают под категорию В (население) согласно Нормам радиационной безопасности Украины (НРБУ-97).
Руководство и главный государственный санитарный врач Львовской железной дороги обратились к словацкой стороне с требованием привести радиационную защиту TNSCAN RF6010 на станции Матевце к уровню, который обеспечит полную безопасность машинистов локомотивов. Замеры уровня радиации с участием специалистов из Украины проводили дважды. В первый раз - в конце июня - доза радиации превышала в шесть раз. При второй проверке, которая состоялась 11 августа, этот показатель вырос уже в 30 раз. Украинские специалисты сделали вывод о том, что сканирующая система работает с каждым разом хуже.
Признав необходимость в дополнительном осмотре и регулировании системы, словацкие уполномоченные лица все же отказались приостановить действие сканера и привести его в безопасное состояние, мотивируя свое решение тем, что работа системы отвечает стандартам Европейского Союза. Многочисленные обращения и совместные совещания не дали результатов. Поэтому главный санитарный врач на Львовской железной дороге сделал предписание о прекращении передачи поездов через переход Ужгород-Матевце. Железнодорожники предупредили о ситуации грузоотправителей, выдав конвенционный запрет на все грузы.
Через день словацкая сторона выключила сканер и грузовые перевозки были возобновлены.
А 11 сентября стороны согласились, что работа сканера будет возобновлена, но он не будет сканировать локомотив и первые два вагона до тех пор, пока не будет проведена независимая проверка устройства.
УКРИНФОРМ
Словацкие аргументы: сканер безвредный и обнаруживает контрабанду
Стоит добавить, что словацкая сторона с аргументами украинской не соглашается, и считает, что за скандалом вокруг сканера стоит совсем не здоровье машинистов, а "контрабандистское сигаретное лобби", которому система препятствует осуществлять преступную деятельность, и которое, как заявлял министр энергетики Словакии Лубомир Ягнатек, имеет влияние на органы власти Украины. "Это еще одна подножка с их стороны", - говорил он, намекая на зимний "газовый кризис", в котором однозначно считает виновником Украину. Некоторые крайне циничные комментаторы намекают, что "жаль, что украинцы не были так принципиальны в 1986 году, когда загрязнили радиацией пол-Европы". Остановку работы сканера с 18 августа до 14 сентября словацкие политики называли "отступлением перед украинской мафией". Не столь горячие головы аргументировали, что убытки от недопоставок сырья для металлургического завода "Ю. С. Стилл-Кошице" могут составлять миллионы евро, когда как сканер за полтора года обнаружил контрабанды на сумму 183 тысяч евро.
Тем не менее, словацкие таможенники не понимают позицию представителей украинских железных дорог и считают ее дезинформацией. Как заявил спикер Таможенного управления СР Войтех Якаб, "сканер был установлен в соответствии с действующими словацкими нормами, и его использование регулярно контролируется. Такие установки - обычны в ЕС и США, они не вредят здоровью, иначе бы органы гигиены не позволили бы его использования". "Во время пробного измерения 11 августа в кабине машиниста намеряли излучения 9,08 микрозивертов в час. Допустимая годовая доза соответственно не только словацких, но и европейских и украинских норм намного выше. Чтобы машинист получил допустимый уровень излучения в год (1 милиЗв), можно выполнить 130 тысяч проездов в год, отметил Словацкий государственный комитет охраны общего здоровья.
Словацкие железные дороги накануне остановки движения поездов предлагали украинцам альтернативу: как заявила пресс-секретарь "Карго-Словакия" Маргарета Грекова, "мы бы обеспечили движение нашими, словацкими машинистами, однако украинская сторона не отреагировала.
23 сентября, через неделю после возобновления работы сканера, словацкие таможенники в вагоне с железной рудой обнаружили крупную партию контрабандных сигарет с акцизными марками Украины - 120 тысяч штук (600 картонов), которые были упакованы в черные полиэтиленовые пакеты под поверхностью импортируемого сырья. "Попытка избежания от уплаты таможенных сборов оценивается в сумму почти 15 тысяч евро", - заявила пресс-секретарь Таможенного управления в Михайловке Клара Балогова, добавив, что контрабанду удалось обнаружить благодаря сканеру за считанные минуты. "Впоследствии был проведен глубокий физический контроль вагона, при котором был обнаружен данный незадекларированный товар", - добавила она.
Олекса Ливинский, Прага, для "Закарпатья online"