В Ужгороде в последнее время открылись новые кафе. Однако не все можно назвать настоящими кафе, у каждого есть свои преимущества и недостатки. Собственно, мы общались со знатоками и ценителями кофе, которые имеют свое мнение об этом напитке и местах, где его пьют.
В "Корадо" - за Веной, в "Меделин" - ради статуса
Туризмовед Федор Шандор цитирует старую пословицу, что Львов славится кофейнями, а Ужгород - кофе. То есть утверждает, у нас кофе - лучше. Он рассказывает, что закарпатцы едва ли не первыми на территории Украины ознакомились с культурой питья кофе. Так называемое профессиональное кофепитие приходится на XIX-ХХ века, когда появляются именно кофейни. Некоторые историки упоминают, что ужгородцы уже тогда умели пряжить кофе. Существовало даже кофе "по-закарпатски".
На вопрос, что можно назвать кафе, Ф. Шандор отмечает, что кофейня - это целый стиль, концепция. Туризмоведы разделяют кафе на два типа: итальянские и венские. Пить по-итальянски - значит пить быстро, выпил и ушел. Венский тип царит на территории Закарпатья. Пить по-венски - это остановиться, сидеть за столиком, смаковать, газета, сигарета, разговор. Ф. Шандор считает, что Ужгород еще не создал свою лучшую кофейню, это еще впереди. Среди ужгородских кофеен он выделяет двадцатилетнюю "Снек", как историческое кафе-музей, "Корадо" со своей венской атмосферой и "Меделин" - знаковую кофейню, так сказать, для статуса.
Еще один туризмовед Александр Коваль говорит, мол, приходит турист, переполненный впечатлениями, ждет, чтобы к нему подошла официантка. Оказывается, нужно самому заказать, сразу рассчитаться, вроде, все - иди отсюда. "Проблема кофеен также заключается в том, что открывается кофейня, проходит год и собственник перестает думать над поддержкой дальнейшего имиджа, интерьера заведения. Вот "Меделин "на Корятовича. Каким он был, таким и остался. Так," Меделин "достиг своего - это стало модным местом встреч", - высказывается Коваль. "Себестоимость одной чашки кофе колеблется в пределах двух гривен, а остальная сумма - это мы платим за интерьер, за обслуживание, за те впечатления, которые нам продают. Так вот, хотелось бы нам, как потребителям, все же получить за те деньги нормальные впечатление, а не, иногда, хамское отношение официантов. Просто тех официантов никто не учил культуры обслуживания. Владелец думает о том, как отбить свой капитал, получить прибыль, а не заботится о развитии заведения, но не надо забывать, что удовлетворенный потребитель всегда может привести своих друзей , а неудовлетворенный сделает наоборот. У нас клиента не ценят. Помню, как за сорок минут до закрытия кафе к нам подошли с просьбой рассчитаться Наш немецкий приятель был потрясен", - отмечает А. Коваль. Также п. Коваль акцентирует внимание на одежде официантов, которые одеваются как угодно, а это вызывает не лучшее впечатление у клиентов. Кафедра туризма и "Туринформ" провели исследование и обнаружили, что 20% клиентов желают видеть фирменный стиль работника заведения, то есть это на 20% увеличивает желание еще раз прийти и еще раз увидеть.
Ни бариста, ни ристретто...
"Ужгородцы пьют много кофе. Вопрос в том, какой кофе мы пьем. Эспрессо. А в каком ужгородском кафе могут приготовить кофе по-турецки? Похоже, нигде. Если выделять кофейни Ужгорода, то это "Меделин", "Дастория". По моему мнению, "Дастория" даже обогнала "Меделин" , поскольку в "Дастории" большой выбор именно сортов кофе, а" Меделин" занимает лидирующую позицию благодаря своей давности. К "Меделину" просто привыкли", -- так говорит о ужгородских кафе настоящий ужгородский гурман Сергей. Также Сергей выделяет кафе "Горициану" (маг. "Апельсин" - Авт.). Из-за вкуса кофе.
О качестве кофе в ужгородских кафе можно спорить. Сергей отмечает, что у нас все же не выдерживаются все технологии. "Во-первых, кофе должен готовить бариста, а кто у нас готовит? Бариста умеет не только кофе приготовить, но и рассказать о напитке, умеет приготовить какой-то интересный эксклюзивный напиток, если смотреть именно с этой стороны, то, конечно, кофе у нас готовить не умеют, у нас - нажал на кнопку и забрал деньги", - высказывается наш эксперт. Тогда вопрос, как у нас обслуживают и или обслуживают вообще. Самое необходимое для кофейни - это наличие бариста, который не имеет запахов духов (побочные запахи возле кофеварки могут портить вкус кофе - Авт.) Кроме того, для каждой кофеварки предусматривается соответствующая кофейная мельница, а у нас и этого не всегда придерживаются. Также клиент не всегда имеет информацию о сортах, из которых приготовлен напиток, степень обжарки зерен. "Также имеем проблему с "ристретто" (больше кофе при меньшем количестве воды - Авт.) У нас его еще не умеют готовить, ведь "ристретто" выходит таким же, как и эспрессо. Помню в одной из ужгородских кофеен ристретто было таким же, как эспрессо, только количество меньше.
Сергей считает классической кафе ту кофейню, в которой не только эспрессо, но и чай, пирожные.
Это не кафе - это столовки
Эксперты по интерьеру фирмы "INdesign" называют ужгородские кафе "столовками", поскольку редко встретишь качественный уровень обслуживания. Они считают, что кофейни, в первую очередь, должны быть уютными и функциональными. "По большей части местные кофейни слишком маленькие и неудобные. Интерьер еще кое-как сделан, но хозяева экономят на самом важном - вентиляции, освещении, качественной мебели, профессиональном оборудовании. В первую очередь, стараются напаковать в кафе больше "посадочных мест", а уже оправданно это или нет - никого не интересует". Кроме того, мало из них соответствуют формату "кофейня". Настоящим кафе по своему содержанию можно назвать разве что "Тотем", "Kavezo", "Корадо". Но "Тотем" по уровню обслуживания и интерьером больше походит на бистро. В последнее время в городе появилось много новых кофеен с очень даже привлекательными интерьерами. Жаль, их названия еще не запомнились, и именно у них и есть шанс стать настоящими кофейнями, главное постоянно поддерживать свою аутентичную атмосферу.
P. S. Корреспонденты "РИО" посетили около двадцати кофеен. Очевидным является то, что бармены готовят кофе без особого задора, просто механически нажав кнопку. Как и говорили наши эксперты, официанты вообще не осведомлены ни о кофе, ни о чае. А еще официантам не хватает культуры. А это важный нюанс, ведь с кофе начинается день многих ужгородцев, а если официант хотя бы улыбнется, то день будет еще лучше.
Вера 2011-06-28 / 11:40:00
Кореспондентів "Ріо" запрошую у кав"ярню **********************
Реклама платна..:) Адмін
Аня 2010-12-05 / 19:58:00
Відвідала кав"ярню "Старе місто", що на вул.Феденця. Чудова атмосфера, ввічливий пкрсонал, смачна кава. Рекомендую.
---------- 2009-09-01 / 14:53:00
Почему никто не вспомнил о сети кофеен "Світ кави та чаю", очень милые заведения, причем все и с туалетами, и с фирменным стилем. Сразу видыно заказность и преубедительность журналиста.