Как сообщили в пресс-службе ГТГО "Львовская железная дорога", 18 августа с восьми часов утра передача поездов через переход Ужгород-Матевце (граница со Словацкой Республикой) прекращена. Львовская магистраль, несмотря на многочисленные обращения ко всем причастным структурам, так и не дождалась конструктивного сотрудничества словацкой стороны - система сканирования TNSCAN RF6010 продолжает работать, а ее радиационный фон продолжает ухудшаться.
Напомним, что Совместная комиссия специалистов из украинской и словацкой железных дорог провела расследование ситуации, связанной с рентгеновской системой сканирования TNSCAN RF6010 на станции Матевце (Словацкая Республика). Причиной проверки стали обращения машинистов локомотивов, которые утверждали, что 13 и 14 февраля 2009 года получили при исполнении служебных обязанностей дополнительное радиационное облучение, хотя и не являются причастным спецперсоналом и подпадают под категорию В (население) в соответствии с нормами радиационной безопасности Украины (НРБУ -97).
Руководство Львовской железной дороги и главный государственный санитарный врач на Львовской железной дороге обратились к словацкой стороне с требованием привести радиационную защиту TNSCAN RF6010 на станции Матевце до уровня, который обеспечит полную безопасность машинистов локомотивов. Замеры уровня радиации с участием специалистов из Украины проводили дважды. Первый раз, 25.06.2009 года, превышение дозы радиации зафиксировали в шесть раз. При второй проверке, которая состоялась 11.08.2006 года, превышение нормы было уже в 30 (!) раз. Украинские специалисты сделали вывод о том, что система сканирования работает все хуже.
Признав потребность в дополнительном осмотре и регулировании системы, словацкие уполномоченные лица все же отказываются приостановить действие сканера до момента его окончательной проверки и приведения к безопасному рабочему состоянию, мотивируя свое решение тем, что работа системы отвечает стандартам Европейского Союза. Многочисленные обращения и совместные совещания не дали результата, поскольку сканер и дальше работает, несмотря на просьбы железнодорожников.
Львовская железная дорога, выполняя предписание главного санитарного врача на Львовской железной дороге о прекращении передачи поездов через переход Ужгород-Матевце, предупредила о ситуации грузоотправителей, выдав конвенционный запрет на все грузы. Работу возобновят только тогда, когда словацкая сторона приведет сканирующую систему TNSCAN RF6010 к работе в безвредном режиме.