Дикий случай, о котором пойдет речь, произошел в середине февраля этого года на контрольно-пропускном пункте "Павлово-Матевцы" (украинско-словацкая граница). С 2007 года словацкие таможенники для более эффективного обнаружения контрабанды установили у себя мощный сканер THSCAN RF 6010 китайского производства. Рентгеновское излучение просвечивает стальные борта грузовых вагонов и выводит результаты сканирования на монитор (как правило, из Украины в Словакию пытаются провезти контрабандные сигареты, спрятанные в щебень, руду и т. п.). При этом включается предупредительный красный свет и звучит сирена.
Локомотив с машинистом таможенники всегда проверяют отдельно (иногда даже берут с собой служебную собаку), поскольку мощное рентгеновское излучение вредно для здоровья человека. 13 и 14 февраля обычная процедура таможенного контроля была нарушена. По словам машиниста локомотивного депо Чопа Василия Гавия, сканер включили непосредственно перед движущимся локомотивом — об этом свидетельствовала сирена и красный свет. Остановить поезд было невозможно, и машинист вместе с локомотивом попал под рентгеновское излучение. Через несколько часов аналогичной "рентгенотерапии" подвергся еще один украинский машинист — Василий Мисяйло. А всего в течение двух суток словаки просканировали четырех чопских машинистов. О причине таких действий можно лишь догадываться. Сами потерпевшие считают, что таким нехитрым способом таможенники хотели проверить, не спрятана ли в локомотиве контрабанда (хотя возить ее в грузовых вагонах после установления сканера нет смысла). При том что машинисты никогда не препятствовали осмотру локомотива.
Сразу после прохождения через сканер состояние машинистов резко ухудшилось — появились общая слабость, тошнота, головокружение. Увидев это воочию, словаки сами вызвали "скорую". Проведя медицинский осмотр, врач зафиксировал в справке, что из-за облучения у машинистов резко повысилось давление и их нужно тщательно обследовать. Из медпункта украинцев отвезли в полицейский участок, где они подали письменное заявление о том, что случилось на КПП "Павлово-Матевцы". Словаки же никаких объяснений не дали, операторы сканера даже не выходили из своего служебного помещения.
Вернувшись домой, потерпевшие обратились в ведомственную больницу. Препаратов для лечения лучевой болезни там не оказалось, соответствующего оборудования тоже, поэтому пациентов лечили символически — глюкозой, активированным углем и витамином С. А через пять дней вообще выписали и отправили на работу, хотя больные продолжали жаловаться на плохое самочувствие. Заведующая отделением объяснила машинистам, что анализы хорошие, они здоровы, поэтому могут спокойно приступать к работе.
Странно повело себя и непосредственное начальство потерпевших. Согласно должностным инструкциям, оно должно было сообщить об инциденте на словацкой территории своему руководству и правоохранительным органам, однако ничего этого не было сделано. Машинистов фактически оставили один на один с их бедой, они начали обращаться со своей проблемой в разные инстанции — Минтранс, правоохранительные органы, а также к народным депутатам. Благодаря прессе дело приобрело огласку, и двух потерпевших таки направили на обследование в Киевский научный центр радиационной медицины.
Проверкой обстоятельств инцидента занялась прокуратура. По словам ужгородского транспортного прокурора Александра Кудильчака, сделать это оказалось непросто. Словацкие таможенники отказались предоставить какие-либо документы о своем сканере из-за... служебной тайны. А украинского специалиста-радиолога, который был готов на месте осмотреть аппаратуру, чтобы сделать хотя бы приблизительные выводы о том, какой вред облучение нанесло машинистам, просто не пустили на свою территорию.
Неизвестно, проводила ли словацкая полиция после письменных заявлений украинских машинистов расследование, была ли вообще хоть какая-нибудь реакция на инцидент на КПП "Павлово-Матевцы". Почему-то очень сложно также получить информацию от "Укрзалізниці". Один из ее представителей в разговоре с транспортным прокурором даже назвал своих подчиненных симулянтами. Какие основания для таких обвинений — неизвестно, от комментариев прессе представители "Укрзалізниці" уклоняются. Нам удалось связаться лишь с руководителем Чопского депо Василием Туряницей. Он сообщил, что начальник Львовской железной дороги создал специальную комиссию, которая вскоре отправится в Словакию и выяснит обстоятельства инцидента вместе со своими словацкими коллегами непосредственно на месте.
А вот как отреагировал на инцидент министр транспорта и связи Иосиф Винский. В ответ на депутатский запрос он заявил: "2 и 3 апреля 2009 года состоялась рабочая встреча на станции Ужгород представителей Львовской железной дороги, Ужгородской дирекции железнодорожных перевозок, АТ ЗССК КАРГО Кошице, представителей таможенных органов Словацкой Республики и представителей консульств Словакии и Украины, на которой представители таможенных органов Словацкой Республики предоставили документальное подтверждение, что, согласно заявлению АЕ EVPU, которое обеспечивает сервисное обслуживание сканирующей системы, контрольная сканирующая система THSCAN RF 6010 отличает вагоны от локомотива, поэтому облучение машинистов и сканирование локомотивов в этой системе исключены. В связи с ухудшением самочувствия машинистов было проведено их обследование в участковой клинической больнице (отклонений от основных параметров здоровья не обнаружено, установлено лишь хроническое заболевание у одного из пациентов)".
Разумеется, ответ на депутатский запрос руководитель министерства пишет не сам. По-видимому, его готовили на Львовской железной дороге. Однако проконтролировать, насколько он объективен, министр обязан, ведь под ним стоит его подпись. То, что машинистов таки просканировали, — уже доказанный факт. Обследование в Научном центре радиационной медицины длилось больше месяца, и после всевозможных анализов консилиум врачей пришел к выводу, что больные "...получили дозу кратковременного рентген-облучения, примерно в двадцать раз превышающую годовую норму для обычной популяции (категория Б) согласно нормам радиационной безопасности Украины от 1997 года. Цитогенетический эффект свидетельствует о том, что у больных произошла лучевая реакция организма без явных признаков острой лучевой болезни".
Говоря простым языком, машинистам очень повезло, что облучение было кратковременным и не вызвало лучевой болезни. Хотя стопроцентной гарантии, что "рентгенотерапия" на КПП "Павлово-Матевцы" не скажется на их здоровье через несколько месяцев или лет, никто дать не может.
После получения документальных подтверждений облучения машинистов дело — за правоохранительными органами. Все свидетельства будут переданы в прокуратуру Закарпатской области, которая должна решить, что делать дальше — возбуждать уголовное дело здесь или через Генпрокуратуру направить материалы словацкой стороне. По-видимому, адекватно оценят и действия чиновников Львовской железной дороги за их "активную позицию при отстаивании интересов своих работников".
В последнее время в прессе много говорится о том, что украинцев не уважают за рубежом. А как их уважать, если они сами себя не уважают?..