- В прошлом году ситуацию вокруг дороги наша дирекция комментировала. В прессе это освещалось. Чего-то нового сказать не могу, тем более, что данный вопрос - финансовый и к моей компетенции не относится. Насколько мне известно, железная дорога запускаться не будет. Мы предлагали городу взять ее на свой баланс, но согласия не получили, - говорит Иван Венцель.
Источники, которые захотели остаться неизвестными, сообщили, что судьбу детской железной дороги в Закарпатье решили во Львове, поскольку, мол, дорога является нерентабельной.
Посетила Ужгородскую детскую железную дорогу. На пути стояли два вагона с локомотивом и грустно смотрели на Уж. Воспитанники соседнего дошкольного заведения сквозь ограду рассматривали их и удивлялись, почему поезд так долго стоит и не едет. На станции "Молодежная" была только уборщица. Женщина сказала, что здесь будет работать еще два месяца - до выхода на пенсию. Добавила, что имущество берегут трое охранников. О дальнейшей судьбе детской железной дороги и ее имущества ей ничего не известно. Многолетний начальник Любовь Змушко ушла на заслуженный отдых. Другие работники или перевелись в отделение либо нашли другое место работы.
- Для Ужгорода это огромная потеря. Детская железная дорога все шестьдесят лет была местной изюминкой, а также для тысячи детей школой воспитания и подготовки будущих железнодорожников. Я и мои дети путешествия по малой железной дороги и занятия в секциях вспоминаем с удовольствием. К сожалению, внуки этой радости не испытают, - констатирует ужгородка Оксана Владимировна.
Значение детской железной дороги трудно переоценить. Ведь здесь дети не просто отдыхали, но и осваивали железнодорожные профессии, приобретали практические навыки, в результате чего становились ответственными и самостоятельными. Они проводили свободное время не в сомнительных компаниях на улице и в интернет-кафе, а в дисциплинированным коллективе.
СПРАВКА
Инициаторами создания детской железной дороге в 1945 году были комсомольцы Ужгорода, которые начали строительство и по субботам работали на ней. В работах по возведению станций, укладки рельсов и шпал принимали участие жители всего города. Одна из первых в Украине Малая Закарпатская дорога была открыта в августе 1947-го - во Всесоюзный день железнодорожника. В то время ее длина достигала 1,1 км (станции "Сталинская" и "Парк"), а оборудованием служила электрожезловая система. Для перевозки пассажиров использовался один состав из паровоза 490-37 и двух вагонов. А в 3-х секциях кружка юных железнодорожников тогда обучались 48 детей.
В работе детской железной дороги были два периода: учебный - с октября по апрель и с мая по сентябрь - летняя производственная практика непосредственно на дороге, когда ужгородцы имели возможность покататься на маленьком поезде. Во время теоретического обучения дети отправлялись на экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта Ужгородской дирекции железнодорожных перевозок: ст. "Ужгород", дистанцию связи, АТС, локомотивное депо ст. "Чоп", "Берегово" и т.д. Здесь они встречались с ветеранами железнодорожного транспорта и выпускниками детской железной разных лет. Руководство Ужгородской детской железной дороги регулярно устраивало мероприятия по программе "Дети Украины", экскурсии и бесплатный проезд детей с физическими недостатками.