Ежегодно эти люди обрабатывают сотни гектаров земли, изготавливают тысячи литров вина, и при этом не имеют возможности реализовать вкусный и целебный напиток законным путем.
В Украине, в отличие от многих европейских стран, в частности Венгрии, производители вина вынуждены постоянно бороться за свои права.
— Единственное место, где мы можем продать свою продукцию, не пострадав при этом от налоговой, — разнообразные фестивали и праздники, — рассказывает председатель Союза виноделов Александр Ковач. — Реализация вина дома из подвала считается нарушением закона.
В 1998 году Ковач ездил на заработки в Чехию, где устроился помощником винодела. Александру так понравилась эта работа, что он решил: приеду домой — буду выращивать лозу. И действительно, вернувшись в Украину, Ковач начал производить свои первые вина — "Мерло", "Шардоне". Сейчас в его подвалах накопились тысячи литров элитного напитка, изготовленного из известных европейских сортов винограда.
Только вот свободно продать его предприниматель не может. И таких, как он, в области несколько десятков: Василий Дрогобицкий из Бобовища, Владимир Райчинец из Нижнего Коропца, Карл Шош из Кидеша, Александр Якоб из Берегова, Иван Урста из Великих Берегов и другие. Все они вынуждены несколько раз в год приезжать на фестивали в Ужгород, Мукачево, Берегово, чтобы реализовать товар. Впрочем, именно виноделы заложили традицию проводить в области праздники, на которых могут хоть как-то легализовать свою деятельность.
Законопроект, который не прошел
Иван Урста из села Великие Береги Береговского района до распада СССР был партийным работником, а в начале 90-х арендовал землю на Великой горе, вблизи родного села, и занялся виноделием. Тогда же и посадил лозу на трех гектарах.
— Я выращиваю знаменитые сорта: "голубок", "саперави", "голубой Франк" и другие, — показывает свои владения Иван Иванович. — Из них ежегодно изготавливаю по пять тысяч литров напитка Бахуса. Только продать его не могу — запрещает закон. А мне ведь тоже надо за что-то жить, содержать семью и, в конце концов, покрывать затраты на содержание виноградников.
Иван Урста — один из инициаторов легализации в Украине частного виноделия. Именно он вместе с научными работниками из Бактянского агропромышленного института подготовил проект закона "О винограде и вине" и подал его в Верховную Раду.
— Наш проект проигнорировали. Зато приняли другой закон, согласно которому за лицензию на производство вина нужно было платить сначала 250 тыс. гривен, а теперь и все 500. Я же предлагал сделать так, как в Венгрии. Органы местного самоуправления вели бы учет: сколько сортов винограда выращивает каждый частник, какие напитки производит. Предприниматель оставлял бы себе и своей семье по 360 литров из общего количества изготовленной продукции, а за остальные платил бы акцизный сбор и легально реализовывал, где и как хочет. Но, к сожалению, этот проект так и остался на бумаге, а количество нелегалов в области только увеличилось.
Неподъемная лицензия
И ведь колесо изобретать не надо — необходимый опыт уже накоплен в странах Европы. Там производители вина платят просто смешные налоги. В Словакии — 19% от стоимости проданной продукции. В Венгрии с каждого литра, который в переводе на наши деньги стоит приблизительно 10–15 грн., государство взимает по 50 копеек. А в Чехии, кроме налога на добавленную стоимость, вообще ничего. В этих странах даже лицензии от частного винодела не требуют.
— В Украине, чтобы делать вино, нужно всего-то разрешение стоимостью 780 гривен, — объясняет сотрудница Закарпатского областного управления агропромышленного комплекса Наталия Мушка. — Но чтобы его продавать, надо купить годовую лицензию, стоимость которой сейчас составляет 500 тысяч гривен. А если нет второго, то зачем первое? Ведь нереализованная продукция виноделам не нужна.
А выложить полмиллиона, естественно, не всегда могут даже большие компании, не только мелкие предприниматели. Поэтому несколько агропромышленных фирм Закарпатья уже прекратили производство напитка Бахуса. Что же говорить о частниках, которые привыкли считать каждую гривну?
Тем временем на государственном уровне в сфере приватного виноделия в ближайшем будущем не предвидится никаких изменений. Если в прошлом году местные власти ходатайствовали перед вышестоящими об уменьшении стоимости лицензии на торговлю винами, то в этом году таких заявок не подавали. Вот и получается, что этнические фестивали — единственное место, где производители пока что чувствуют себя более-менее уверенно.