— Маргоша держится отдельно от стада, — рассказывает Михаил Кенез. Надевает высокие резиновые сапоги и приглашает сесть на подводу. Едем к вольеру.
Через десяток метров показалась самка Маргоша. Упитанное животное ест с земли кочаны кукурузы. Увидев на телеге хозяина, приближается. Двигаемся в сторону леса. Маргоша все время держится возле подводы.
— Разводить кабанов решил в 2003 году, — говорит мужчина. — Тогда на селе как раз пошла реформа аграрного комплекса: делили паи. Крестьяне массово забирали их и говорили: ”Беру землю себе, и пусть на ней хоть дикие кабаны пасутся”. Тогда я себе подумал: а почему бы и вправду не разводить кабанов? Позже узнал, что их поголовье на Закарпатье уменьшается. Это стало поводом к возрождению популяции. Впоследствии построил возле фермы восемь деревянных домов и принялся развивать зеленый туризм.
Первых 12 кабанов Кенез приобрел на Львовщине по 2,5 тыс. грн. Теперь взрослое животное стоит 4 тыс. грн.
Кормит хозяин скот кукурузой, ячменем, овсом.
— Кормлю их только зимой. Летом кабаны роют землю, едят траву. Зерном только немного подкармливаю. За прошлый год потратил на 25 тонн кормов 35 тысяч гривен.
Под лесом мужчина соскакивает с подводы.
— Подождите, — шепчет. Подкрадывается к кустам. — Есть первый выводок — пять штук! — хлопает в ладоши. Вынимает из-под ветвей поросенка. Подержав в руках, возвращает в гнездо. — Нужно отсюда ехать, потому что если старая самка заметит, что мы трогали малыша, будет нас атаковать. Теперь сезон на опорос — скоро все приведут малых. Обычно рожают по 12–14 поросят.
Едем дальше. У изгороди круг деревьев виднеется стадо кабанов. Вспугнутые животные бросаются наутек.
— Они боятся — ни за что бы в руки не дались. Кабан будет атаковать только тогда, когда он ранен или если имеет молодняк. А вот Маргоша на них совсем не похожа. С остальными свиньями не водится, но когда наступает сезон любовной ласки, то от внимания самцов не отказывается.
Маргоша подходит к мужчине, ложится на землю, ластится.
— Купил ее в прошлом году в Виноградовском районе за 950 долларов, — гладит по щетине. — Хозяин поймал ее маленькой и приручил. Когда выросла, хотел отпустить в лес, но я перекупил. Маргоша похожа на собаку: очень доверчивая. Скоро будет пороситься, а осенью маленьких можно будет продавать.