Это произошло почти месяц назад. Но до сих пор "Укрзализница" не разобралась в ситуации, а машинисты - могут лишиться работы из-за проблем со здоровьем.
Сканер на железной дороге в словацком пункте пропуска "Матице" установили два года назад. С помощью рентгеновских лучей просвечивают груз товарных составов, чтобы выявить контрабанду. По правилам сканер должен включаться только после того, как проедет локомотив. Но 13 и 14 февраля, утверждают украинские машинисты, система начала работать значительно раньше.
Василий Гавий, машинист Локомотивного Депо "Чоп":
- І на підїзді десь за чотир-пять метрів я зразу зрозумів, шо включений сканер, для того, щоб сканувати навіть локомотив і мене. Но я нічого зробити вже не міг, бо був би я зупинився якраз на цьому місці, де виходять промені цього сканера.
Через 20 минут машинисты почувствовали себя плохо - появилось головокружение, тошнота, повысилось давление. За помощью они обратились к словацким таможенникам. Те сразу же вызвали скорую.
Василий Мисяйло, машинист Локомотивного Депо "Чоп":
- Ми дальше не могли вже назад звідти їхати своїм ходом, тому шо ми не могли забезпечити безпеку руху, і по -друге ми даже не могли були ходити даже, це було головокружіння.
Машинисты показывают справки из словацкой больницы. Там указано - недомогание связано с рентгеновским облучением.
Марина Коваль, корреспондент:
- В интернете мы нашли фотографию сканера подобного тому, что установлен в словацком пункте пропуска "Матице". Если верить данным сайта, рентгеновские лучи сканера могут проникать через стальной лист толщиной двадцать восемь сантиметров.
Украинские врачи не смогли установить - получили машинисты высокую дозу рентгеновского облучения или нет. В Ужгороде нет необходимой аппаратуры. Диагноз, с которым их выписали из больницы - артериальная гипертензия 1-2 степени. Другими словами - повышенное артериальное давление. Работать машинистом с таким заболеванием - говорят в прокуратуре - запрещено. Так что теперь, скорее всего, машинистов переведут на другую работу.
Руководство "Укрзалізниці" от официальных комментариев отказалось. В письме на запрос журналистов Интера, сообщили - ведётся служебное расследование. В тоже время в прокуратуре Ужгорода уверены - если бы машинисты сами не обратились в правоохранительные органы, никто и не узнал бы о происшедшем.
Олександр Кудильчак, прокурор Транспортной прокуратуры г. Ужгород:
- Про цей факт керівництво залізниці, а це мав бути або начальник станції, або начальник їх локомотивного ДЕПО чи начальник Ужгородського відділку залізниці, провести розбір даного факту і повідомити правоохоронні органи - прокуратуру чи лінійний відділ міліції, но і до сьогоднішнього дня такий розбір не проведений, вірніше не повідомлені правоохоронні органи належним чином.
Правда, комиссию по изучению обстоятельств случившегося все же создали. В ее состав вошли представители "Укрзалізниці", словацкой железной дороги и таможни, а также фирмы по обслуживанию сканера. Как объяснили специалисты, "сканер работает в автоматическом режиме и самостоятельно отличает локомотив от вагона. Так что таможенник не может регулировать работу системы, а может только ее отключить". Об этом говорится в протоколе заседания, который нам удалось достать. Представители компании также подтвердили, что сканер абсолютно исправен и 13-14 февраля работал в обычном режиме. Вот только предоставить техническую документацию словацкие таможенники отказались, ссылаясь на служебную тайну.