48-летняя Татьяна Палчей из села Великая Копаня Виноградовского района Закарпатья в 2008-ом работала в Австрии. Собирала чернику возле города Бухкирген.
— Загранпаспорт я достала за месяц, — рассказывает Татьяна. — За шенгенскую визу отдала 530 гривен, за билеты туда и обратно — 150 евро. Поехало 20 человек из села. Хозяин Мартин поселил нас в имении. Плантации ягод имеет возле дома и в горах, куда летали на вертолете.
Опытные сборщики за день сдавали 60 кг ягод. Татьяна работала в первый раз. Собирала около 40 кг.
— Срывали каждую ягодку отдельно, — продолжает. — Перезрелую бросали в отдельное ведро. Из нее хозяева варят водку -шнапс. Если в соседних супермаркетах чернику разбирали быстрее, чем обычно, мы работали сверхурочно. Есть готовили сами. Я привезла из дома гречку, рис, овощи и муки. Но и прикупала. Двухкилограммовую палку вареной колбасы — за 5 евро, полкило кофе — 2 евро.
За шесть недель Татьяна Палчей заработала 1,2 тыс. евро. В этом году в июле собирается опять.
В странах Скандинавии собирают бруснику, чернику и морошку. Василий Феодосьевич из столичной фирмы EU JMP набирает группы в Финляндию. Предлагает ехать на собственной машине. Так дешевле: 225 евро с каждого пассажира. На самолете — от 500 евро.
— За сезон придется не раз переезжать, — объясняет. — Да и доставить ягоды в приемные пунктына собственной машине быстрее. Ее можно арендовать на месте. Это обойдется в 180 евро на весь сезон. Еще столько нужно отдать налога и страховки.
Жилье и питание — за собственные средства. В туристическом кемпинге дешевле всего — 7–11 евро в сутки.
— При наборе я сразу спрашиваю, чего человек едет — заработать или отдохнуть. Следовательно разделяю их по группам. Кто хочет заработать, должен работать, несмотря на погоду. Вот я летом 2000-го зарабатывал по 90 евро в день. А начинающие — не больше 50-ти. В Финляндии за сезон на ягодах, 90 дней, можно иметь чистыми 4–5 тысяч евро.
Киевлянка Надежда Глущук, 30 лет, в декабре 2008-го вернулась из Великобритании. Привезла 8 тыс. евро. Четыре месяца работала в теплицах, где выращивают шампиньоны.
— Агентству трудоустройства нужно было заплатить 1,5 тысяч евро за документы, их перевод и визу.
Знакомые посоветовали более дешевый вариант — посредника из Англии. За 500 евро он прислал гостевое приглашение. На дорогу потратила 300 евро.
Надежда работала ежедневно с 6.00 до 21.00, получала по 100 евро. Жилье и питание два раза в день — за счет хозяина.
— Я до весны осталась бы, но здоровье подкачало, — жалуется киевлянка. — Мы ежедневно подпитывали химикатами лотки, в которых растут грибы. Помещение теплицы закрытое. Нам выдавали респираторы, но целый день в них не выходишь. У меня началась сыпь на коже. Я вернулась домой.
— Очень много химии всюду, — соглашается волынянка Оксана Олесь. — В августе 2008-го я ездила в Польшу на яблоки. Как-то сорвала одно, чтобы съесть. Хозяин Яцек как крикнет: “Не їдж!”. Ему не жаль, просто то яблоко очень обработано химикатами. Зато Яцек угощал нас яблоками из своего садика возле дома. Там уже никакой химии.
28-летний житель Умани Черкасской области Михаил Поляков ежегодно с мая по сентябрь работает в Австралии.
— В первый раз поехал туда студентом. Завязал знакомство с тамошним фермером Мареком. Он мне платит 5 тысяч долларов в месяц. Но работать нужно с утра до ночи. Марек берет по 300 долларов в месяц за еду. Так мы с ребятами ловили кроликов. В Австралии их тьма, а местные не едят.
Наибольший спрос за рубежом на рабочую силу в возрасте 35–45 лет, говорит 33-летний Алексей Березняк из одесского агентства ”Джоб рекрутинг”.
— Количество вакансий для украинцев растет. Потому что наши будут выполнять черную работу за копейки. А европейцы — нет. Охотно берут украинских женщин, они выносливые. Будут терпеть плохое отношение, потому что им нужно вернуться домой с деньгами.
Добросовестных работников заграничные хозяева приглашают на сбор ягод опять сами, без посредников. Расходы будут меньше.