Впрочем, не отвлекается от работы, челнок с ворсистой ниткой из овечьей шерсти бодро бегает между нитями основы, кросна стучат, а плотное шерстяное полотно становится все длиннее... И кажется: это не только умели здесь всегда - так оно и будет продолжаться, как эта длинная-длинная нить ...
Это умение - родное для ричанок,рассказывают в живописном селе на Межгорщине. Нынче же Ричка и осталась единственным в крае местом, где еще делают гуни и коцовани - теплую верхнюю одежду из овечьей шерсти. Гуня - это как бы куртка из тканого полотна, а коцованя - накидка, более пушистая, потому что на полотно еще навязывают нити. Заготовки для обоих этих вещей должны пройти через валило - таких на горном потоке в Ричке два.
В закарпатской Верховине в селе Ричка женщины до сих пор зимой ткут эти белые гуни и коцовани, которые были модными еще у их прадедов, а теперь стоят от сотни долларов. Сегодня ричанская гуня - не только желанный сувенир для туристов, но и особый бренд села. Утверждают: верховинская гуня греет и тело, и душу, ведь это - настоящая горянская автентика. Ткачиха рассказывает о методе: «Это начинается из овечьей шерсти - овец стричь надо, потом мыть шерсть, потом "чихрать". А когда шерсть уже вычесана - то прясть надо на куделе, а это - такое веретено, на него нить наматывается, вертится так - махается рукой, на гуню так делется...».
Дальше - работа на кроснах, ткать на которых - это настоящая наука. А чтобы выткать три метра полотна из овечьей шерсти, искусной мастерице понадобится минимум день. Умение делать на кроснах эти верховинские теплые наряды пани Мария получила в наследство от матери, как и навыки прясть и шить. Когда-то, говорит, чуть ли не каждая ричанка умела соткать шерсть либо на одежду, либо на покрывала, сейчас же не все умеют и носки вязать...
На сотканное пани Марией полотно еще ждёт валило, правда, это когда спадут морозы - сейчас старинная «стиральная машинка» скована льдом. Горный поток распушит шерсть, которой затем будут не страшны ни холода, ни влага. Мария Коцур рассказывает: «Так я сшиваю в ворох, и несу в валило, там вода валяет его, там есть женщина, которая за этим смотрит, оставляем, на сколько нужно. Приносится домой, высыхает и если потом пошить надо, я сама крою и шью».
Валик, на который наматывается готовое полотно с кросен, потолстел за время разговора - у мастерицы дело скорое. Уже мало женщин помнят это ремесло. Но на науку к ткачихе пришли девушки из местного фольклорного кружка. Кросна видели, но ткать - не умеем, - признаются девушки. Анна Шимон, руководитель фольклорного кружка, ведет беседу с мастерицей: «Вижу, коцованю красивую вы выткали, а уж гуню тчете... Девочки, я вам говорила, что такой ткачихи, как Марька, в селе нет, чтобы так хорошо делала, я бы хотела, чтобы вы так научились».
Девушки поочередно присоединяются к мастерице, которая рада такому вниманию. Кое-кто держит намотаные нитки, а кто-то тем временем заиграет на дрымбе... Дети из школьного фольклорного коллектива имеют и свои гуни. И - знают песни к теме, как вот мальчишачье: «куплю тобі білу гуню, бо я тебе люблю». В Ричке о гуне издавна поют коломыйки. Анна Николаевна повествует:
- Гуни - украшение нашей Рички. Не следует хвалиться, но наш фольклорный кружок как раз и занимается пропагандой - не оставлять производство гунь, а наоборот - восстанавливать. Вот видите, наши дети имеют малые гуни, а о чем это говорит? Родители думают о том, что все-таки это хорошо для ребенка. Вот как у нас поют: «В полонині вітер свище, дощі допікають, айбо наші такі гуні, що не промокають». «В зимі йдемо на вечерьки гуні робити, бо без гуні в полонині не можна прожити». И это не спроста сказано: летом идешь - гуня легенькая, легко на полонину идти, а ветры же холодные, гуня защищает. Зимой - от любого мороза ничто так не защитит, как это натуральное тепло.
Анна Шимон уже давно наряжает своих кружковцев в теплое ричанское изделие: когда только создала коллектив и собирала другие фольклорные наряды, гуни неплохо виручали... «Нас було у няня сім, та й була нам доля всім. Братів вчили косити, сестер – гуні робити. Гуні носять у селі і великі, і малі, бо в гуні легко ходити і роботу робити», - госпожа Анна сыплет ричанскими спиванками.
но еще - и полезна для здоровья, собственно, как и знаменитые покрывала, - подчеркивают ричанцы. «Удобное, красивое, теплое», - скрипя кроснами продолжает ткачиха Мария, сделав полотна уже чуть не на целую гуню... Тем временем в Ричке, где помнят, что гостей привлекает все аутентичное, понемногу работает сельский туризм, и - планируют соорудить горнолыжную базу и даже обещают самые длинные подъемники в наших Карпатах... В селе надеются, что и пушистый бренд принесет пользу, стараются сохранить ремесло, и зарабатывать на нем. Еще и сегодня в Ричке гуни и коцовани - не только элемент фольклорной одежды и сувенирного промысла. Ричанцы и сами охотно носят родную шерстяную одежду - правда, в будни, а в церковь, как прежде, гуни и коцовани уже не одевают. Но юная горянка Неля, которой подходит верховинский наряд, убеждена: гуня еще вполне может вернуть свои позиции. «Гуня - она значит много для наших людей, их ткут в Ричке по-своему и у наших ткачих это хорошо получается... Я думаю, что ношение гуни еще может быть модным...», - улыбается девушка.
В ожидании весны именно верховинская гуня согревает и тело, и душу. А еще в горной Ричке, похоже, все девушки умеют также играть на дрымбе. Обнимая горянку, гуня, сотканная заботливыми руками ричанской мастерицы, будто не только оберегает от холодов, но и хранит настоящий характер глубинки. Звонкий звук подвечер, девушка в пушистой гуне, играющая на дрымбе среди заснеженных гор - как воплощение Верховины, которую не имеем права потерять...
28 лютого 2009р.