Жители Закарпатья тщательно планируют свои расходы. Экономя каждую гривну, закарпатцы все чаще отказываются от покупки дорогой одежды, продуктов и частых посещений специализированных салонов.
В центральной парикмахерской Мукачева ныне нет очередей. Когда в кошельке пусто - не до красоты. Клиентов стало меньше и даже появились пустые рабочие места.
"Клиент не пришел, поэтому у девушек появилось "окно ", - парикмахер пани Наталья открывает книгу предварительной записи. - Очередь к каждому мастера из-за кризиса уменьшается. То, что люди начали экономить, мы почувствовали еще перед Новогодними праздниками: было меньше "химии" и покраски, но тогда перекрывали убытки за счет увеличения заказов на прически. А с января наши доходы уменьшились на треть".
В элитной парикмахерской, где и соответствующие цены, говорят, что пока клиентов ощутимо не убавилось. Но люди приходят с депрессивным настроением. А парикмахерам приходится быть еще и психологами.
"Не узнаю своих клиентов, обычно это радостные жизнелюбы, но сейчас большинство из них приходят печальными. В голосе - напряжение, а разговоры только о кредитах, депозитах, росте доллара и собственном бизнесе, который на грани банкротства, - рассказал пан Александр. - Весь этот негатив они носят в себе, а в кресле парикмахера имеют шанс выговориться.
Раньше трудно было найти рабочее место в парикмахерской, сейчас газеты пестрят объявлениями. Из-за "неподъемной" аренды мастера предпочитают работать на дому.
"Две парикмахерские уже закрылись, а большинство работают на пределе рентабельности и пережить кризис удастся далеко не всем, - говорит Ирина Маляр. - С января работаю дома, конечно, есть определенные неудобства, но хоть на аренде сэкономлю. Пока пользуюсь красками из старых запасов, когда доллар стоил 5 гривен, а сейчас почти 9. Впрочем цены поднять не могу, потому что это отпугнет моих клиентов".
Финансовый кризис учит людей считать деньги. Химчистки скоро станут нерентабельными. Даже в продовольственных магазинах выручка сократилась почти вдвое.
"Покупают только самые необходимые товары, - говорит частный предприниматель Александр Переста, владелец магазина" Идеал ". - Сократились продажи чипсов, жвачек, йогуртов. Дорогие конфеты и десерты также покупают меньше ".
Владельцы магазинов жалуются, что часть их потенциальных клиентов подалась за продуктами на рынки, ведь здесь дешевле.
"Нам тоже не сладко, - жалуется Анна Торони, которая торгует на Мукачевском рынке. - Каждый день оптовики поднимают цены, а наши продажи падают. Уменьшился спрос на мясо, рис, гречку, оливки, майонез, даже на кофе, который большинство закарпатцев пьют по нескольку раз в день, потому что сейчас натуральный подорожал чуть ли не вдвое. Люди договариваются с родными и соседями и закупают продукты в оптовых магазинах, а наши заработки стремительно идут вниз".
А в магазины верхней одежды сейчас идут как в музей. Люди заходят, смотрят, примеряют, но так ничего и не покупают.
"На прошлой недели ничего не продала, - говорит продавец магазина женской одежды Марина Рева. - Дорогими нарядами ныне почти не интересуются, люди покупают преимущественно "универсальные" вещи, которые можно одеть не только на праздник, но и ежедневно. Но с прошлого месяца у нас участились кражи. Недавно зашла компания, пока обслуживала одну из девушек, которая примеряла куртку, другая украла гольф. А у моей напарницы украли джинсы.
Чтобы удержаться на рынке сферы услуг, фирмам приходится уменьшать расходы. Популярный в Мукачево интернет-клуб, который ранее находился на площади Мира, ныне на Береговской.
"До нового места - 10 минут пешком, но аренда едва ли не вдвое меньше", - объясняют сотрудники.