— Я считаю себя ярой путешественницей. По-видимому, тяга к новым знакомствам и впечатлениям мне передалась от родителей. Они любили путешествовать стихийно. И в этом был кайф. Ехали — в одно место, попадали — в другое. Экспромт усиливает эмоции! К тому же, в советские времена, путешествуя по Украине, ты как будто освобождался из рабства и понимал, что не являешься гостем на этой земле, а хозяином. Пусть пока подпольно. Можно сказать, что тогда люди на западно-украинских территориях, так обустраивали свою жизнь, чтобы жить вне власти.
Теперь если мы семьей едем отдыхать, то обязательно автомобилем, — чтобы по дороге иметь возможность остановиться там, где хотим, и вволю помолиться в каком-нибудь монастыре при дороге, посидеть в шалаше или прогуляться лесом. От таких автопутешествий, даже длительных, например, в Крым, нисколько не устаю. Наоборот, калейдоскоп пейзажей за окном вдохновляет.
— Госпожа Ирина, помните тот момент, когда вы сказали своей семье: «Айда, в странствия!»? Кстати, у вас большая семья?
— У меня муж, двое женатых детей и двое внуков. Живем в живописной части Львова — около Винникивского леса. Дети были еще совсем маленькими, когда мы (я и муж) с ними шли туда и выбирались на Чертову скалу, откуда открывается прекрасная панорама. Вместе ходили за ягодами и грибами. Вместе лепили снеговика, прикрепляя ему нескладные руки из веток. Вместе изучали естествознание, как теперь модно говорить, вживую. Счастье... Оно совсем рядом. И сейчас неоднократно от суеты убегаем в лес.
Для меня путешествия — наглядное изучение истории своей страны! А оно, фактически, начинается с изучения истории родного края. Тех же традиций (даже приготовление кутьи или выпекание пасхи), которые бытуют в регионе. По моему мнению, первичного, правдивого духа киевских русичей, казаков или опришков, украинских шляхтичей и аристократов можно почувствовать именно в селах, поселках и городках. Ведь все мегаполисы, в принципе, между собой похожи. И украинские «изюминки» в них, в известной степени, трансформированы.
Думаю, у моих детей увлечение путешествиями зародилось, когда они начали «исследовать» все то, возле чего жили: сначала — лес, потом — Львов, затем — Львовщину, далее — Западную Украину, а после того — и всю Украину!
— А какой из последних маршрутов запомнился настолько, что вы хотели бы его порекомендовать друзьям?
— Этот поселок Чинадиево Мукачевского района Закарпатской области. Поскольку много моих друзей уже там отдыхало, то я советую этим маршрутом воспользоваться читателям «Дня». В Чинадиево, которое с 1214 и по 1944 годы называлось Сент-Микулаш, то есть Святой Николай, есть где остановиться: действует две частные гостиницы, санаторий «Синяк», развит зеленый туризм. Это — край удивительной красоты! Какой там опьяняющий воздух! А горы! Поднимаешься на вершину какой-либо из них и кажется, что предстаешь перед разговором со Всевышним. Недаром старые люди говорят, что в горах ближе к Богу. В Чинадиево весной зацветает сакура! (Сразу вспомнилась песня Олега Скрипки «Сакуры белый цвет».— Ред.) Неподалеку от поселка находится водопад Скакало. А в речке Латурица водится форель! Жемчужинами Чинадиево можно назвать средневековый замок магната Перени (XIV—XVI веков) и дворец барона Шенборна (XIX век), а также греко-католическую церковь, которая когда-то была готическим костелом. Кстати, храмовое сооружение — единственное здание, которое сохранило в этой местности имя Святого Николая...
С семьей останавливаемся у своего приятеля Владимира Сычова. У него не дом, а целое имение (фольварок): беседки, разбросанные по саду, дамба, баня... «Обрамленный» пихтами и лиственницами двор, вымощен деревом, и мы летом ходим босиком. Еду хозяева готовят на дровах. О, какой богатый вкус может иметь бограч, приготовленный на дровах! Когда его готовят, Владимир с женой обычно поют старинную песню на местном диалекте. Кажется, что все-таки среди трех видов мяса и разнообразия овощей основной ингредиент — вкус к жизни!
Тамошние люди настолько научились гармонично жить с природой и бережно пользоваться природными дарами, что, обустроив свой быт, сохранили ее, фактически, неприкосновенной. Вот что интересно. Кажется, хозяева даже приручили диких зверей. Скажем, у многих еж «числиться» в хозяйстве — ему каждый вечер оставляют молоко, как коту... А ближе к празднику Честного Креста (27 сентября. — Ред.) во дворах можно встретить ужей, которые греются на осеннем солнце. Главное правило — их не трогать. Они сами убегают, когда чувствуют приближение человека.
Знаете, там, среди Карпатский гор, кажется, я понимаю, как жили наши предки. И по-доброму им завидую. Я сама возвращаюсь оттуда умиротворенная и вдохновенная. Даже мои отношения с детьми и мужем меняются. Потому что, очевидно, самое важное — жить в согласии с собой. Я даже написала стихотворение об этом:
«Яке це щастя — просто жити на світі
Всміхатись людям, діточок любити
Робити те, що до душі тобі
Любити все і всіх любити.»