Наследники граждан Чехии из нынешней Закарпатской области Украины дождались получения компенсации за недвижимость, которую вынуждены были там оставить из-за отхода части территории к Венгрии в 1938-39 годах, или же из-за перехода территории к СССР в 1945 году.
Каждый из претендентов на компенсацию должен был доказать правомочность своих претензий и в случае их подтверждения получить компенсацию в размере двух миллионов крон (74 тысячи евро). Такое положение вошло в депутатскую поправку, одобренную в среду парламентским конституционно-правовым комитетом после внесенных компромиссных изменений. Предполагается, что свои претензии на компенсацию объявят около 400 человек.
После заключения Мюнхенского соглашения о разделе Чехословакии Закарпатье оккупировали венгры. Чехов выгнали. В 1945 г. Подкарпатская Русь, не без манипулированного референдума, вошла в состав СССР как Закарпатская область Украинской ССР, а в 1949 году чехов обокрали вторично. Причем касалось это не только недвижимости. Прикарманены были, к примеру, также Пенсионные фонды Первой республики, имущество Чехословацкой легионерской общины, включая известный Легиобанк.
Можно сказать, что чешское национальное меньшинство оказало значительное влияние на жизнь и культуру тогдашней Закарпатской Украины. Недаром те, кому довелось посетить такие города как Ужгород или Мукачево, Хуст, Солотвино, Чоп замечают выраженное внешнее сходство в архитектуре и внешнем облике этих городов с чешскими. Чехи построили в Ужгороде и целый район Рафанда с административными зданиями, который внешне один в один напоминает пражский район Дейвице. После присоединения к Чехословакии, чехи стремились модернизировать все регионы новой державы, поднять уровень жизни в Закарпатье: они провели систему коммуникаций, построили множество школ, наладили туризм, то есть развивали социально-экономическую инфраструктуру Подкарпатья.
Поэтому не удивительно, что до сих пор в Закарпатскую Украину путешествует множество чехов – кого-то влечет желание пройтись по улицам, по которым ходили их предки, кто-то – в стремлении познать свои собственные корни.