— Я догадывался, что простые люди не могут иметь дома столько явно аристократических вещичек, — рассказывает Николай. — А вскоре и вправду узнал, что наша семья принадлежит к старинному княжескому роду Трансильвании — Виежуари. Только вот беда: еще мой прадед, опасаясь, что семью с приходом советской власти могут репрессировать, сменил фамилию с Виежуари на Виеру. Так в те времена было намного проще жить.
Предки Николая очень боялись, что станет известно их происхождение, поэтому многие десятилетия хранили эту информацию в большой тайне. Но Николай поставил перед собой цель узнать семейные секреты и, проявив недюжинное упорство, все-таки «расколол» бабушку Екатерину: старушка и призналась во всем внуку. С тех пор он сам начал поиски своих корней в архивах Кишинева.
— Мне удалось отыскать многие документы, которые подтверждали принадлежность моих предков к древнему княжескому роду — старинный герб, а также другие документы, — говорит мужчина.
Влада похоронили в монастыре
В 1987 году семья Виеру наведалась в Ужгород — погостить у друзей. В Закарпатье им так понравилось, что жители солнечной Молдовы решили навсегда переехать в Украину. Только вот Николаю, соответственно, стало сложнее посещать архивы соседней республики, но он все-таки не потерял интерес к исследованиям и время от времени ездил в Кишинев — покопаться в старинных бумагах.
Таким образом Николай установил, что его предки пребывали в дальнем родстве с князем Владом III Цепешем, который вошел в мировую историю и литературу под именем Дракулы. Оказывается, Влад был внуком воеводы Мирчи Чел Батрына, а тот — двоюродным братом Дана Виежуари, от которого, в сущности, и происходит род ужгородца.
Кстати, Николай признается, что к подлинному (не киношному) Владу Дракуле он относится неплохо и совсем не верит, что тот был вампиром.
— Влад правил Трансильванией, а со временем стал королем Валахии. Я не верю, что он мог пить человеческую кровь, — уверен молодой человек. — Здесь все объясняется просто: у даков (народ, населявший территорию нынешней Румынии до ее завоевания римлянами. — Прим. ред.), от которых происходил Влад, существовала языческая традиция: после победы пить кровь врага. А это, соответственно, приводило противников в ужас, поэтому и возникли легенды о жестоком князе-вампире. Заметьте, после смерти настоящего Влада Дракулу похоронили в монастыре. Если б он и вправду был исчадием ада и якшался с нечистой силой, разве гроб с его прахом поставили бы в святом месте?
От генов никуда не деться
И все же, хотя он старается восстановить добрую репутацию своего знаменитого родственника, Николаю не очень нравится, когда люди связывают его с Владом Цепешем — Дракулой. По его словам, он никогда не называет себя его прямым потомком, а только дальним родственником. Как бы там ни было, не нужны ему лавры Влада, он горд за свой род Виежуари, который сумел выжить на протяжении стольких столетий.
Николай активно интересуется прошлым, поэтому хорошо владеет фактами. Рассказывает, что у короля Влада на самом деле никогда не было детей, и среди его прямых наследников — лишь потомок детей брата Дракулы, который до сих пор живет где-то в Европе.
Комната Николая в квартире его родителей оформлена в историческом стиле. На стенах висят портреты его предков: Мирчи Чел Батрына, Дана Виежуари и, естественно, Влада ІІІ Дракулы. Есть здесь старинный шкаф и антикварный диван. Мебель досталась парню по наследству от бабушки Екатерины, она сумела сберечь ее за годы войн и революций, когда жгли дворянские гнезда. Николай предлагает мне посмотреть на кое-что из его личных вещей: открывает небольшой настенный шкафчик и вынимает коробку. Оттуда достает средневековый пояс, кольцо и еще несколько антикварных мелочей. С гордостью рассказывает историю этих раритетов.
Особенно поразил меня старинный перстень с изображением пятиконечной звезды. После долгих уговоров Николай все-таки признался, что реликвия эта обладает колдовской силой. Ведь, оказывается, в свободное от оформления интерьеров время ужгородский дизайнер интересуется оккультными знаниями. Хочешь не хочешь, а гены героя легенд и страшных сказок сыграли свою роль.