В отдел здравоохранения Закарпатского облисполкома и в сами больницы ежемесячно поступали до 30 тысяч писем от желающих подлечить астму и другие недуги дыхательного аппарата. Писали больные с Камчатки и Сибири, Прибалтики и Донбасса, других уголков бывшего Союза. Обращались и к профессору Михаилу Торохтину, который в то время уже возглавлял Ужгородский филиал Одесского НИИ курортологии. Он - один из тех, кто стоял у истоков отечественной спелеотерапии, был, без преувеличения, общественным "прорабом" на строительстве Республиканской /ныне - Украинской/ аллергологической больницы. А профессор Лидия Верихова в книге "Спелеотерапия в России" /Пермь, 2000 г./ однозначно утверждает: "Основателем спелеотерапии в Украине и СССР стал профессор М.Д. Торохтин".
Несмотря на свои 84, Михаил Торохтин полон планов и замыслов. Одни разработки в стадии завершения, другие только начинает обдумывать. В его активе - почти десять книг, в том числе 5 монографий. Подготовил 39 кандидатов меднаук и 6 докторов, ему принадлежат ряд запатентованных изобретений. Участник Великой Отечественной войны, Михаил Дмитриевич после окончания Черновицкого мединститута в 1951 г. был направлен на работу в Закарпатскую область. Работал на разных врачебных и руководящих должностях в системе здравоохранения края, параллельно занимался научной работой. Вскоре стал доктором медицинских наук, профессором. Возглавлял областное курортное управление, Ужгородский филиал Одесского НИИ курортологии, ныне он - профессор-консультант научно-практического объединения "Реабилитация" Минздрава Украины /г. Ужгород/. М. Торохтин - кавалер трех орденов и многих медалей, заслуженный деятель науки и техники Украины, почетный профессор Национального института здоровья /Санкт-Петербург, РФ/. Но едва ли не самым большим вкладом профессора Торохтина в отечественную медицину стали две уникальные аллергологические больницы в Солотвине. Они положили начало новому лечебному направлению в советской /и украинской/ медицине -- спелеотерапии.
Возвращаясь в историю 40-летней давности, корреспондент УКРИНФОРМа именно Михаила Торохтина попросил рассказать, как все было.
- Собственно, послевоенная медицина уже знала о положительном влиянии подземной среды на течение заболеваний органов дыхания людей,- рассказывает профессор. - Это было замечено, в частности, в Германии, когда люди прятались от бомбардировок в подземельях - бомбоубежищах, гротах, пещерах. После этого им становилось легче. В польском городке Велички /Краковское воеводство/ даже больницу открыли, где людей на определенное время помещали в соляной грот. Вот и мы задумались: в Солотвине есть соляные шахты, так почему бы и нам не попробовать? Начали заинтересовывать этой идеей руководителей области, в частности тогдашнего председателя облисполкома Гарагонича и его заместителя Русина.
Результатом стало открытие при Солотвинской участковой больнице клинико-экспериментального аллергологического отделения для лечения больных бронхиальной астмой микроклиматическими факторами Солотвинских соляных копален /июнь 1968 г./. А через несколько месяцев наша "туристическая группа" из пяти человек была направлена в своеобразную разведку в ПНР. Польские коллеги нас хорошо приняли, все показали, рассказали. И мы поняли: дело стоящее внимания...
А на стол Василия Русина, тогда уже председателя облисполкома, легла докладная записка: "Посещение нашей группой г. Велички ПНР было очень полезно, поскольку мы ознакомились с новой методикой лечения аллергических заболеваний доцента М. Скулимовского... Считаем, что подземные сооружения Солотвинского солерудника по оборудованию, оснащению и другим условиям даже лучшие, чем величковские, следовательно, лечебный эффект не должен быть ниже..."
Вскоре и сам Василий Русин посетил польские Велички. Убедившись, что мы правы в своих заключениях, стал всячески содействовать реализации весомого проекта. Словом, колесо закрутилось. Руководство области по-настоящему загорелось желанием иметь чудо-больницу на Закарпатье. В октябре 1968-го министерство обязало наш филиал НИИ курортологии "разработать в течение первого квартала 1969 года методику лечения больных бронхиальной астмой с применением комплекса микроклиматических и лечебных факторов Солотвинских солекопален". А через два года, в октябре 1971-го, появился приказ Министерства здравоохранения Украины о строительстве Республиканской /теперь - Украинской/ аллергологической больницы в Солотвине. Областная больница размещалась в уже имеющихся там корпусах.
- Следовательно, вам пришлось осваивать профессию и строителя?..
- Да, ведь заказчиком проекта и строительства был Ужгородский филиал Одесского НИИ курортологии, который я тогда возглавлял. Пришлось сдавать экзамен по горному делу, чтобы стать инженером-маркшейдером. Ну, а специальность "прораба" осваивал, как говорится, на скаку. Как и ныне, на строительство тогда не хватало средств, кирпича, других стройматериалов. Часто приходилось "выбивать" даже во Львове, строительство больниц вел львовский трест.
- И долго вы выполняли роль "прораба"?
- Пока обе больницы не были готовы: областная аллергологическая - на сто мест и Республиканская - на 250 мест /еще 120 человек можно было разместить в подземном отделении/. Наш филиал помог больницам в укомплектовке кадрами, налаживании лабораторного оборудования. Сперва мы занимались и отбором больных на лечение, но впоследствии это взяли на себя упомянутые больницы.
Спрос на лечение в Солотвине был огромен /30 тысяч писем-просьб ежемесячно/. Конечно, удовлетворить все их было нельзя.
- Вы, наверное, задумывались над альтернативой лечению в Солотвине?
- Результатом этих размышлений и поисков стало изобретение камеры искусственного микроклимата. Этот способ лечения больных бронхиальной астмой состоит в применении высокодисперсного аэрозоля хлористого натрия, воссозданного в специальной камере. Проще говоря, мне с помощниками удалось на поверхности смоделировать микроклимат соляных шахт, т.е. подземного отделения аллергологической больницы в Солотвине. Этот метод быстро стал популярен, камеры искусственного микроклимата появились во многих райбольницах, санаториях, на предприятиях.
- А потом возник замысел учреждения, которое ныне называется научно-практическое объединение "Реабилитация"...
- Количество мест в солотвинских аллергологических больницах было ограничено, поэтому пролечить всех желающих там физически не могли. Немного разгрузить очередь мог ужгородский аналог солотвинских больниц, подземные отделения которых заменяли камеры искусственного микроклимата. В НПО "Реабилитация", строительство которого завершилось в 1989 году, был стационар на сто мест, еще 250 амбулаторных пациентов мы принимали ежедневно.
К слову, подобный комплекс я построил и в Тольятти, на Волжском автозаводе. В награду мне вне очереди продали легковое авто.
- Михаил Дмитриевич, вас справедливо называют основателем спелеотерапии на территории бывшего Союза вообще и в Украине - в частности. Есть ли у вас ученики, способные продолжить и развить ваше дело?
- Мои ученики работают не только в Украине, но и в Болгарии, Германии, Польше, России... Среди них - доктора медицинских наук Павел Горбенко /руководитель Национального института здоровья в Санкт-Петербурге/, Ярослав Чонка /главный врач Украинской аллергологической больницы в Солотвине/, Иван Лемко /руководитель НПО "Реабилитация" в Ужгороде/ и другие. Следовательно, есть кому подвигать спелеотерапию...
Тем не меньше, обе аллергологические больницы в Солотвине переживают ныне не лучшие времена: их подземным отделениям грозит подтопление.
- Как считаете, стоит ли спасать эти медицинские учреждения? Ведь солотвинцы уже не единственные в спелеотерапии...
- Действительно, в Европе функционируют уже 36 таких "соляных" больниц, но солотвинские - уникальны и неповторимы. В них удачно сочитаются все лечебные факторы - оптимальная величина аэрозолей, высокая ионизация, низкая влажность, подходящая температура... В подземелье польских Величек холоднее, чем у нас, а это опасно для пациентов с заболеваниями органов дыхания. В российской Перми также есть подобная больница, но ее подземное отделение размещено в пласте калийной соли. Словом, солотвинские больницы нужно спасать, потому что это - наше национальное достояние. Повторяю: больше нигде медучреждений с такими уникальными лечебными факторами нет. За сорок лет здесь улучшили здоровье десятки тысяч человек. И ныне ежедневно обслуживают до 600 человек со всех концов СНГ. Мы не имеем права пренебрегать больницами, где зародилась отечественная спелеотерапия.
- Областные власти стараются спасти и Солотвинский солерудник, и обе аллергологические больницы - областную и Украинскую...
- Да, в июне этого года в Солотвине состоялось выездное заседание областного совета. Депутаты тщательно проанализировали ситуацию в поселке солекопов, просили правительство разработать комплексную государственную программу "Солотвина", в которой предусмотреть приведение территории в безопасное состояние /это же касается и подземных отделений обеих аллергологических больниц/. К сожалению, ни программы, ни средств на реализацию намеченных мероприятий пока нет.