Знакомые прозвали его Робинзоном — как и герой романа Даниэля Дефо он своими руками обустроил новую жизнь вдали от цивилизации.
«Надоел мне этот «муравейник»!»
Чтобы попасть туда, где обитает отшельник, надо пройти от трассы Ужгород – Перечин около 200 метров в глубь леса. На опушке уже издалека виднеется странное сооружение, напоминающее высокую колокольню. На мой зов из-за башни выглядывает рыжеволосый худой мужчина. Услышав, кто я и зачем пришла, приглашает на огонек. Ведь под саманной башней у него горит костер, возле которого Олег — так его зовут на самом деле — греется всю зиму напролет.
Собрать вещи и уйти в лес мужчина решил в 2000 году. Ему надоела городская жизнь: зарабатывал мало, на жизнь еле-еле хватало.
— Я приехал в Ужгород из Рахова, а моя жена Наталья была родом из Воловца, — рассказывает он. — Учились вместе в университете: я — на биологическом, она — на математическом факультетах. Купить квартиру после диплома у нас не было возможности, поэтому арендовали чужое жилье, а потом вообще поселились в общежитии. А там, сами понимаете, и спальня, и кухня — в одной комнате. Туалет и умывальники — вообще общие на тридцать комнат. Да еще и ребенок родился. Вся моя зарплата уходила на еду и оплату коммунальных услуг. Когда сыну Марку исполнилось четыре года, мне окончательно надоел этот «муравейник», и я, собрав вещи, уехал в горы.
До того, как отказаться от городской жизни, Олег долгое время работал в инспекции защиты растений, Наталья — в районном отделении Пенсионного фонда. Уход мужа, во всяком случае, по его словам, супруга восприняла более-менее спокойно.
— Жена меня поняла, — говорит Олег. — Они с сыном продолжают жить в общежитии, а летом, когда у ребенка каникулы, приезжают ко мне. Поскольку Наталья уволилась из фонда и занимается сетевым маркетингом, у нее свободный график работы.
Три «К» на пропитание
Мужчина достает из кармана пачку сигарет «Козак» и закуривает. Говорит, что сигареты, подсолнечное масло и еще какие-то мелочи приносит Наталья, иногда (а особенно летом) — приходят туристы и тоже что-то оставляют.
— Питаюсь в основном тремя овощами. Называю их «Три «К»: картошка, капуста, квасоля, — смеется мужчина. — Кроме огорода, выращиваю фруктовые деревья, которые дают мне персики, яблоки, сливы, летом собираю грибы, ягоды. Хлеб ем редко, а мясо — еще реже.
Возле дома на досках стоят тарелка, миска, кружка и другие нехитрые пожитки Робинзона. А на деревянной калитке висит его одежда.
В теплую пору года Олег много работает: обустраивает жилище, копает огород, запасается на зиму дровами. А вот зимой — обычно сидит возле костра, греется и размышляет о жизни.
— Встаю с утра, когда еще темно, ложусь вечером, когда уже темно, — говорит Робинзон. — Кушаю дважды в день, стараюсь не переусердствовать. Летом курю мало, а вот зимой — одну сигарету за другой.
Раньше Олег Мельниченко держал восемь коз, овцу, разводил кролей, но со временем продал животных. Признается — это не его «стихия». Ведь за живностью надо присматривать, ухаживать, чистить, кормить, лечить, поэтому мужчина переключился на растения. Тем более что овощи и деревья кушать-то не просят.
Была бы крыша над головой
Свое жилище Олег в шутку называет «Пизанской» башней. А все из-за того, что «трехэтажный» дом перекосился на одну сторону. В башне отшельник обустроил комнату, чердак и смотровую площадку. Интересно, что эта постройка — не первое творение рук Олега. За восемь лет Мельниченко четыре раза перестраивал дом. Вначале срубил большую деревянную хату, спустя какое-то время решил, что дом слишком большой, обогреть его тяжело и разобрал сооружение. Вскоре возвел на том месте небольшой круглый домик. После этого его жилищем служила так называемая мазанка. Башня — четвертый дом отшельника. Олег рассказывает, что он постоянно экспериментирует. В голове его возникают новые идеи, проекты. Теперь он работает над сооружением навеса возле башни. Нынешнее свое жилище начал строить в конце июля этого года, и уже через два месяца перекрыл его крышей.
В его башне есть даже небольшое окошко, которое отшельник закрывает на ночь тряпками.
Возле дома Олег вырыл 6-метровый колодец, правда, вода в нем не годится к употреблению — очень мутная. Использует он ее только для хозяйственных нужд. А живительную влагу для питья приходится набирать в источнике возле дороги.
В холода мужчина укрывается овечьим руном, пуховыми одеялами собственного производства. Ведь когда держал коз и овец — собирал с них шерсть. Рассказывает, что в деревянном доме вообще разводил костер прямо посреди комнаты. И ничего, не сгорел. Одежду ему приносит жена или тетя. Наташа покупает вещи в «секонд-хенде», а тетка отдает то, что носил ее сын.
Язык общения — английский
Тем, что происходит в мире, Робинзон практически не интересуется. Правда, когда зашла речь о политике, Олег сразу же спросил меня, не избрали ли еще спикера Верховной Рады. Услышав, что им стал Владимир Литвин, только улыбнулся.
— На выборы не хожу, — говорит мужчина. — Вообще считаю украинский политикум — театром: на камеры депутаты сорятся, а в кулуарах — обнимаются. Иногда читаю газеты, но отдаю предпочтение не новостям, а научным статьям. Когда жена приносит книги — зачитываюсь ими. Но чаще это бывает зимой, ведь летом много работы.
Спрашиваю Робинзона, не планирует ли построить наконец-то обычный дом и перевезти сюда жену с сыном.
— Для этого нужен большой капитал, — тяжело вздыхает он. — Но если все получится, как я запланировал, вскоре у меня будет обычный саманный дом. Возможно, и жена переедет ко мне, ведь сын требует внимания, а то он в учебе совсем отстал. Хотя потенциал у ребенка есть: и я, и жена окончили школу с золотыми медалями, а университет — с красными дипломами.
Если же говорить о далеких мечтах и перспективах, то Робинзон в будущем планирует заниматься зеленым туризмом, правда, еще не представляет, как же он возьмется за это дело. Ну что ж, кто знает — человек он явно незаурядный, может у него и получится…
— У меня часто бывают гости, — рассказывает Мельниченко. — Иногда даже надоедают своей болтовней, ведь я — отшельник, от людей ушел в глушь. Больше всех гостей я люблю иностранцев: они оставляют деньги, сигареты.
Во время беседы Олег часто использует английские слова. Говорит, выучил, благодаря тому, что к нему захаживают иностранные туристы. По-видимому, для них он — местная достопримечательность.
Робинзон считает себя счастливым человеком. Депрессия к нему, по его признанию, приходит только раз в году — весной в оттепель, а уж экономический кризис он, наверняка, переживет безболезненно.