— Аладар, а кто такой сегодня цыганский барон?
— Послушайте, я не люблю этого слова. Оно у меня ассоциируется сразу с понятием «наркобарон». У цыган всегда выбирали старейшину и авторитетного человека, который, по современному говоря, занимался защитой прав человека у цыган. Вот его и назвали баро. А букву «н» уже добавили позже. В старые времена баро избирался среди уважаемых и богатых людей. Он держал табор и мог за него постоять. Вершил суд среди них.
Цыгане — люди не жестокие, жестоких преступлений они никогда не совершают. Поэтому и самым страшным наказанием для них было изгнание из табора. А в наше время баро возглавляют цыганские общественные организации. Я в 1990 году создал одну из первых в СССР. А ныне еще представляю в Совете Европы цыган как депутат ромского парламента. Как баро я иногда участвую в цыганских третейских судах, их называют «крисы». У нас на Закарпатье их уже нет, а вот в Украине и России есть. На таких судах могут разрешаться, например, вопросы денежного долга.
— Говорят, что предприимчивые цыгане их плодят, чтобы выбивать таким образом гранты, которые идут не на решение проблем их соплеменников, а к ним в карман?
— Вы знаете, я много раз сталкивался, когда люди, не имеющие к цыганам никакого отношения, начинают брать деньги в фондах якобы для реализации цыганских программ. Помню, приехал к нам представитель одного из департаментов ООН. По этому случаю был круглый стол, на нем девушка из подобной организации говорит, что их юридическую консультацию в день посещают 30 цыган. Я ей в ответ говорю: «Как вы такое можете заявлять, если к нам, цыганам, ходят меньше». Так что часто бывает, что проблемами цыган начинают заниматься гаджо, т.е. не цыгане.
— Ну, хорошо. А вы сами гранты получаете? И если да, то от кого?
— Получаем. От Джорджа Сороса. Он же венгерский еврей. Он к цыганам относится с уважением, потому что в прежние времена, когда в Венгрии были гонения на евреев (Закарпатье с 1939 по 1944 гг. входило в состав Венгрии. — Авт.), его прятали у себя цыгане.
— И какова сумма гранта?
— Небольшая. По $10 тыс. в год на каждую из трех наших юридических консультаций.
— Кстати, язык закарпатских цыган к какой группе языков относится?
— В цыганском языке где-то около 270 слов из санскрита. Например, молоко будет «тут», глаз — «яка», нос — «нас», голова — «шейро». Когда мы смотрим индийские фильмы, то понимаем, о чем в них поют. А все остальное в цыганском языке — диалект той местности, в которой цыгане проживают. Например, у нас диалект словацких цыган. Мы прекрасно общались в 90-х с премьер-министром Словакии Владимиром Мечиаром. Он, когда встречался с тогдашним нашим премьером Павлом Лазаренко, заказывал песни на цыганском. Просто он в молодости был боксером и часто с нашими соплеменниками общался. Вспоминаю, как он и Павел Иванович с цимбалисткой из нашего ансамбля танцевали. Она такая маленькая была. Так они ее по очереди кружили. Мы пели для них песни венгерских и словацких крестьян.
— Перед кем вы еще выступали?
— Перед президентом Леонидом Кучмой. Раз семь. Один раз это было в Ялте, на одной из дач. Там еще тогда присутствовал покойный министр внутренних дел Юрий Кравченко. Леонид Данилович прекрасный человек, сам играет на гитаре. Я лично ему свою гитару давал поиграть. Его жена Людмила Николаевна очень любит цыганские романсы. Помню, как наша Габриэла пела для нее «Калитку». Тогда после выступления мы все получили подарки от Кучмы. Мужчины — часы, а женщины — духи.
У нас был чудесный скрипач Эрнест Бучко. В закарпатском управлении культуры лежали документы на представление его к званию заслуженного артиста. Но они где-то там затерялись. Мы сказали об этом Леониду Даниловичу. Он вначале даже возмутился: «Как это у президента может что-то потеряться». Потом через три дня, когда мы возвратились обратно в Закарпатье, Эрнесту сразу вручили документы на звание заслуженного.
— А еще кто из политиков поклонники цыганских романсов?
— Мороз. Сан Саныч, еще будучи спикером, принимал нас в Верховной Раде. Мы выступали в Киеве, в «Президент отеле». Ему очень нравилось, как мы исполняли песню «Жаворонок». Мороз нашему скрипачу после этого чуть руку не поцеловал. Он, насколько я знаю, дирижер хора.
— Говорят, что многие цыганки зарабатывают на жизнь не пением романсов, а получением денег за детей.
— Да чепуха все это. Цыганки наши молодые второго не решаются родить, а вы говорите... Может быть, цыгане-баптисты, цыгане-евангелисты много рожают, потому что по вере им нельзя прерывать беременность.
— А вот какие обязанности у цыганской женщины? Что она должна делать?
— Да ничего. Мужчину хорошо любить должна уметь (смеется) и понимать, что он всегда в семье первый.
— А когда цыганам хорошо жилось? Сейчас или при СССР?
— При Союзе. Тогда работа была. Сейчас, если бы в Закарпатье у цыган лошадей не было, они бы не выжили. А так они людей катают и всякие грузы перевозят. Кстати, советские солдаты спасли во время войны жизнь моей семье. Немцы вывели наш табор на расстрел, Красная армия в нескольких километрах была, были слышны выстрелы, бомбежка началась. Так немцы все побросали и убежали.
Был еще один случай, уже после войны. Приезжают в табор солдаты с автоматами, и начинают мужчин забирать вместе с инструментами. Все в таборе ревут, думают, что никто сюда уже не вернется. Однако потом, как оказалось, в воинской части был праздник. Генерал просит исполнить песни. Ну, наши спели «Очи черные» и «Катюшу». Это все, что знали из русского репертуара. Генерал тогда говорит, что это мы и так все знаем, а вы что-нибудь цыганское исполните. Ну, тогда цыгане и сыграли как в последний раз. Всем понравилось. Отцу и другим дали по мешку картошки, сахара и других продуктов. А генерал подарил ему патефон с пластинками, на которых были записаны русские песни.
ЦЫГАНСКИЙ БАРОН И СТРАСБУРГСКИЙ ДЕПУТАТ
Аладар Адам родился в Ужгороде в 1949 году. Цыганским бароном стал в 1990 году, когда создал одну из первых ромских организаций в СССР. В настоящий момент возглавляет закарпатское общество «Романи Яг» («Цыганский огонь»). Его жене Лилии принадлежит одноименный готельно-ресторанный комплекс в Ужгороде. По образованию музыкант и юрист (в последнем случае закончил МАУП). В 60-е состоял в труппе цыганского театра «Ромэн» в Москве. С 1994 по 1998 годы был депутатом Ужгородского городского совета. В последние годы является единственным депутатом ромского парламента при Совете Европы в Страсбурге от Украины. В свои 59 лет он уже прадедушка. У него четверо детей, пять внуков и правнучка.
Таисия 2017-06-14 / 23:25:37
Добрый день,насколько мне известно,барон это единственный человек которого слушают и уважают его мнение граждани национальности цыгане,как можно поговорить или хотябы узнать, кто у нас в Херсоне Барон, у нас есть ребята этой национальности которые позволяют себе очень много лишнего, угрозы махинации и так далее.
PALI 2010-06-16 / 15:50:00
ЧАВАЛЕ РОМАЛЕ САРСАН