Ежегодный Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года. Период 2003-2012 годов провозглашен Десятилетием грамотности резолюцией 56/116 Генеральной Ассамблеи ООН. С целью обеспечения образования разработан Международный план действий, названный Дакарским по месту проведения 57-й Генасамблеи, - в столице Сенегала.
Как отмечают эксперты, грамотность для всех - детей, молодежи и взрослых - еще не до конца достигнутая цель. Борьба с неграмотностью по-прежнему остается задачей огромного масштаба и сложности. Несмотря на заметные успехи многих стран, по крайней мере, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу.
В докладе ЮНЕСКО, который вышел весной 2008 года и был посвящен ходу реализации программы "Образование для всех", отмечалось, что девять миллионов взрослого населения в Центральной и Восточной Европе не умеют ни читать, ни писать.
Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Существует явная необходимость в развертывании программ распространения грамотности, которые были бы направлены на группы учащихся, требующих к себе особого внимания, и в первую очередь к ним относятся женщины и девочки, оставшиеся за дверями школы. Там, где мужчины и мальчики лишены возможности получения качественного образования, они тоже нуждаются в особом внимании.