27-летний Азерик Икбар из пакистанского города Гуджарате в Украину попал в прошлом году. Сначала его держали в пункте для нелегалов в селе Павшино под Мукачево. Когда мужчина подал заявление на получение статуса беженца — отпустили. Миграционная служба выдала справку, что позволяет временно проживать в Украине.
В областной отдел миграционной службы на ул. Загорской в городе Ужгороде Азерик пришел с товарищами-пакистанцами Наси Ахманом, 38 лет, и 22-летним Шолкадом Али. Специалисты службы отказали Азерику Икбару в предоставлении статуса. Иностранец обжалует решение в суде.
— В Европу убегали из-за войны, — объясняет по-русски Азерик. — Планировал попасть в Германию или Испанию или Италию. Теперь арендуем дом на улице Островского, платим 300 долларов.
В Пакистане Азерик занимался строительным бизнесом. В Украине трудоустроиться не может.
— Деньги присылают родственники из Европы, — говорит. — Если бы была работа в Украине, я бы остался здесь жить.
Наси Ахман и Шолкад Али пришли в миграционную службу на собеседование.
— В Украине — восемь месяцев, — переводит их ответ Азерик. Мужчины не владеют ни русским, ни английским языками. — Просим политического убежища.
Такие иностранцы, как Азерик Икбар, не подпадают ни под какую из категорий беженства.
— Законы Украины несовершенные, — рассказывает начальник отдела миграционной службы в Закарпатской области Николай Товт, 54 года. — В одной статье рассматриваются пять категорий беженцев: политические, социальные, национальные (расовые), гражданские и религиозные. В другой идет речь, что Украина не может депортировать иностранцев, которым в их стране угрожает опасность. К этой категории принадлежат такие люди, как Азерик. Выходит, предоставить им статус беженца Украина не может, но и выслать домой не имеет права. Эти беженцы годами проживают у нас, по несколько раз подают заявления на получение статуса, судятся.
Нелегальная миграция через Украину усилилась с 2002 года, после принятия закона, в соответствии с которым беглецы имели возможность просить у нашей страны приюта.
— Украинские законы вполне лояльны для международных мигрантов, — говорит Товт. — Смотрите, Италия ввела криминальную ответственность за незаконное пересечение границы.
На миграционную службу Закарпатья приходится 70% всех обращений по поводу предоставления статуса беженца, которые рассматриваются в Украине. В прошлом году в службу обратилось 1187 беженцев, за шесть месяцев этого года — 524.
— Чаще всего статус просят пакистанцы, индейцы, сомалийцы, бангладешцы, иракцы, афганистанцы, палестинцы, — продолжает Николай Товт. — Из полтысячи заявлений удовлетворены могут быть только 4–5.
Большинство закарпатцев предвзято относятся к темнокожим беженцам. В первую очередь, остерегаются восточных болезней. В Ужгороде бывали случаи нападений на темнокожих мигрантов.
— В милицию они, правда, не обращались, — говорит Товт, — но признавались нам о нападениях во время собеседования. Большинство нападающих — 15–16-летние подростки. Потому мигранты ходят по городу группами по 5–6 человек. А местное население, наблюдая за ними, боится.
Чтобы уменьшить нелегальную миграцию через Украину, необходимо укрепить восточные границы, считает Николай Товт.
— А если беглец все-таки попал к нам, нужно предоставить ему легальный статус. Чтобы он не находился в подполье, — добавляет.
На фото: Юрист-консульт миграционной службы Виктория Ковач разговаривает с пакистанцами Азериком Икбаром (справа) и Наси Ахманом в Ужгородском областном отделе миграционной службы.