В ПЕРВЫЕ дни каждой недели украинские службы разгребают огромную очередь, но больше 200 камионов в сутки все равно не могут обслужить. Ну точно как у Бабеля: «В воскресенье я умирал, в понедельник я поправлялся, а во вторник у меня был кризис». Таможенных инспекторов всего шесть. У них нет, как у венгерских коллег, мощного рентгеновского сканера для просвечивания всей машины и быстрого обнаружения спрятанного в тайниках. Наши действуют руками и головой, исповедуя принцип: спешить медленно. В этом году у них уже шестое крупное контрабандное задержание.
А самая масштабная контрабандная партия за последние 5 лет на $1,5 млн. шла из Венгрии в Одесскую область. Согласно документам, две большегрузные фуры везли торговое оборудование. Инспектор же обнаружил «клубничку» — не указанное в накладных множество компьютерных материнских плат, модемов, видеокарт, мобильных телефонов, металлоискателей, навигаторов для автомобилей. Бумаги гласили: приобретенный за границей товар обошелся владельцам в $45 тыс. На самом же деле он стоит в 33 раза больше. Чопская таможня открыла дело. Идет следствие. Действия одесских контрабандистов уж слишком наивны и примитивны. Они пытались «прорваться» наобум через украинско-венгерскую границу именно в понедельник—вторник, когда в Чопе столпотворение.
Хотя зачастую контролерам хочется выть от бессилия. Одесситы просто не знали, что существуют вполне легальные схемы для обмана на границе.
В БЫТНОСТЬ Бабеля и до недавних пор сплошь и рядом процветала классическая контрабанда. Сейчас она уступила место изысканной, под надежным документальным прикрытием. И через столицу морской контрабанды — Одессу, и через маленький городишко Чоп в Украину идут караваны грузов из таможенных лицензионных складов стран Европейского Союза. Все знают, что они причиняют нашей стране огромный экономический ущерб. Скажем, лицензионный склад в Венгрии закупает товары где-то в офшорной зоне. Украинский покупатель приезжает на склад, приобретает фургон бытовой техники по реальной цене. Все это указано в накладных. По просьбе «фирмача» склад выдает ему другой пакет фактурных документов, в котором стоимость товара уменьшена в 5—10 раз. Первый пакет показывают венгерским таможенникам, второй, поддельный, идет украинским. Цель понятна: заплатить в Украине поменьше налогов. Но водители — живые люди. Некоторые теряют бдительность, не успев спрятать первый пакет с реальными ценами. Ведь надо переехать мост, не будешь же копошиться на глазах у пограничников. В это время кабину осматривает инспектор и натыкается на вожделенный первый экземпляр. Пиши пропало.
У дальнобойщиков принцип: война с контрабандой — войной, а обед — по расписанию. Фото автора Начальник Чопской таможни Иосиф Штробля негодует: «Когда мы, как положено, через Киев, Гостаможслужбу направляем официальные запросы в Будапешт, Братиславу, другие столицы с просьбой помочь в расследовании дел, связанных с двойной бухгалтерией и расположенных на территории их стран таможенных лицензионных складов, ответа нет годами или приходит традиционный: предоставить информацию коммерческого характера не можем. Для них главное, что товар, завезенный из офшорных зон, не реализуется, скажем, в Венгрии (это строго запрещено), а вывезен в Украину. По какой цене, реальной или фиктивной, не важно».
Последние два примера: задержали фуру с бытовыми газовыми котлами. Австрийский лицензионный склад сопроводил груз документами, подтверждающими, что за него уплачено 14 тысяч евро. Таможенный инспектор нашел спрятанные настоящие накладные — на 80 тысяч евро.
Перед этим, используя таможенный лицензионный склад Словении, дельцы пытались провезти в Украину спортивные велосипеды. Водитель подал для оформления документы, по которым стоимость партии составляет 15 тысяч евро. Реальные документы гласили иное: ее цена — 150 тысяч евро. Если бы задуманное удалось, получатель в Украине растамаживал бы груз по цене 15 тысяч, а вот иностранному продавцу украинские налоговые органы возмещали бы НДС, исходя из 150 тысяч. Поэтому лицензионные склады идут на незаконную сделку. Такая теневая схема чаще всего идет в ход при импорте бытовой техники, автомобилей. И она, к сожалению, преимущественно срабатывает. Иностранные таможенники считают, что это проблема только украинских коллег, пишут "Киевские ведомости".