”Шипот” проходит уже 16-й год подряд на горной поляне близ одноименного водопада у поселка Воловец Закарпатской области. От Киева до Воловца ехать 14 ч. любым из четырнадцати поездов, которые курсируют в направлении Ужгорода или Чопа. Билеты в плацкарте стоят 70 грн, в купе — 120.
— От Воловца до подножия горы Шипот 12 километров, — продолжает Ярослава. — Можно пройти пешком, но с тяжелыми рюкзаками за спиной это расстояние осилить непросто. Особенно тем, кто к походам совсем не привык. Можно бесплатно доехать автостопом. Кое-кто берет такси. Оно стоит 30–40 гривен. Говорят, есть какие-то автобусы за 5 гривен, но мы их не дождались.
Почти 20 мин. всходят на гору. Поднимаются на 200 м.
— Подъем глиняный, потому если пройдет дождь, земля размокает и становится скользкой. Там много камней, потому обувь нужно надевать с твердой подошвой, иначе можно набить ноги. Палатку на опушке можно разбивать где угодно. Если хочется быть в центре событий, то разбивать лагерь следует внизу, если же больше хочется покоя — где-то повыше.
Люди начинают съезжаться на ”Шипит” с 1 июля, больше всего народу собирается 6–7, на праздник Ивана Купалы. Охраны на ”Шипоте” нет. Раз в день появляются несколько милиционеров. Обходят палаточный городок.
— В этом году был просто аншлаг. На Купала было где-то пять тысяч людей. Большинство из них приехали впервые. Им было плевать на правила, которые установили старожилы. В частности, все должны были убирать после себя мусор и сносить его вниз, к поселку. В этом году гости закидали опушку пластиковыми бутылками и другим дерьмом и уехали себе. Те, кто остались, должны были убирать. Валялось много битого стекла, а там же играются маленькие детки, которых привозят на ”Шипот” молодые пары.
В ночь на Ивана Купала разжигают большой костер, вокруг которого водят хороводы.
— С самого утра ребята идут в лес и рубят деревья. Из них складывают основу для костра. Когда темнеет, его разжигают и несколько часов танцуют вокруг. Все одеваются в этот вечер празднично, а вот остальные дни люди ходят в чем попало. Правда, нужно надевать что-то легкое, потому что возле костра невероятно жарко. И обязательно что-то на голову, иначе пепел и огромные искры от огня могут прип алить волосы. Я вот себе палец обожгла, больше недели заживает.
В этом году купальский костер разжигали книгой Любко Дереша ”Немного тьмы”. В ней писатель, по мнению старожилов, неправдиво рассказал о фестивале. Много персонажей списал с реальных завсегдатаев ”Шипота”. Раньше он постоянно посещал фестиваль. В этот раз не приехал.
— Настоящих людей в его книжке распознать можно, но больше никаких совпадений с тем, что написано, и тем, что есть в действительности, я не увидела. Фестиваль наполнен позитивными эмоциями, а Дереш описал какую-то его темную сторону. В книжке была история о панке из Шостки, который съел собаку, — продолжает женщина. — А в этом году я познакомилась с прототипом того героя. Это такой крепкий высокий парень, который чуть не плача повторял: ”Теперь все думают, что я съел собаку, а я ее не ел”.
Многие не выдерживали жизни в горах и убегали из лагеря.
— Кое-кто из приезжих не брал с собой еды, кое-кто — теплых вещей. А без них никак, потому что ночью температура воздуха где-то плюс четыре-шесть. Как-то была вообще минусовой. Я взяла зимнюю куртку, которая пережила даже Камчатку. В целом мой рюкзак весил, видимо, как я сама — свыше 50 килограмм. Одна ночь была очень темной, — говорит писательница. — В 20–30 сантиметрах от себя ничего не видишь. У новичков началась паника. Они в этой сплошной темноте собирались и куда-то бежали. Выглядело это жутко. Ну а старожилы, бывало, собирались уже ехать, спускались с горы, а затем возвращались назад. Потому что люди, которые чувствовали вкус фестиваля, бросать его не хотели.