Нижняя Апша расположена в 2 км от украинско-румынской границы. 99% тамошних жителей — румыны. Лечиться сюда приезжают из Тячевского, Хустского, Раховского районов.
Елена Демьян заносит в дом высушенные травы.
— Распознавать травы и лечить ими меня научила бабушка Мария 20 лет назад, — говорит женщина на ломаном русском. — Мама тоже умела лечить, вправляла желудочки младенцам, но по большей части принимала роды, потому что раньше не все в больницах рожали.
Елена Демьян всю жизнь работала в колхозе, на поле, а дома по вечерам изучала медицинскую литературу и методику сбора трав.
— С 15 мая и до августа собираю и сушу травы, — говорит. — Нужно насобирать столько, чтобы на год хватило. Тысячелистник, ромашка, зверобой, бессмертник, календула, чистотел, крапива — это те травы, которые чаще всего использую.
Женщина промывает растения, сушит в темном месте, потому что на солнце трава теряет сок. Хранит в каморке.
— Нервы лечу терном, из сушеных ягодок завариваю чай, — объясняет. — Сердечные болезни или кровотечение хорошо лечить календулой. А вот на почки лучше всего рыльца кукурузы — это молодые волосинки, пробивающиеся из стручка. Завариваю чай и советую пить больным.
В дом заходит односельчанка 15-летняя Диана Демьян. Две недели назад девушка обожглась горячим свиным жиром.
— Рану залечиваю приготовленной собственноручно мазью, — говорит женщина, готовя мазь. — На водяной бане растапливаю сливочное масло, воск, облепиху.
Промывает девушке обожженную руку перекисью водорода и накладывает компресс из травяной мази. Перебинтовывает рану.
— Ожоги также можно промывать марганцовкой, мазать гусиным жиром, — говорит. — Главное — правильно залечить, иначе останется шрам.
Кровотечение Елена Демьян лечит корнем калгана.
— Траву мне привозят из Санкт-Петербурга. Настойку калгана на спирту больному человеку нужно пить ежедневно, — объясняет.
Рецепты чая, травяных настоек Елена Дмитриевна рассказывает больным, чтобы они лечились дома.
Травница хотела научить фитотерапии своих детей, но те отказались.
— Говорят, не переносят вида ран, — рассказывает. — Поэтому учу собирать травы 13-летнего внука Мишу.