Ужгородские таможенники к своему профессиональному празднику (25 июня) получили в подарок новостройку европейского образца. Перевозчики требуют от них европейского уровня обслуживания.
НА УКРАИНСКО-СЛОВАЦКОЙ границе - стихийная акция протеста. На словацкой стороне ее устроили несколько десятков водителей большегрузных фур, недовольных длиннющей очередью и медленной работой украинских контрольных служб. В это время сами инспектора КПП "Ужгород" принимают участие в
торжественном запуске грузового терминала. Начальство, пообещав решительно и бесповоротно покончить с очередями, не пожелало встретиться с протестующими. В связи с проведением мероприятия на три часа приостановили пропуск фур. На смежном словацком посту "Вешне Немецке" они растянулись в четырехкилометровую очередь. От наших моженников узнаю, что это словаки тормозят продвижение, потому как у них в выходные не все службы работают.
Когда духовой оркестр начал раздувать трубы, готовясь к исполнению Государственного гимна, шоферы ответили громкими сигналами клаксонов. Мол, услышьте нас. Группа недовольных пытается перекрыть дорогу. Сделать это не дает полицейский наряд. Шум, гам, крики. Делаю несколько шагов навстречу толпе. Наперерез бросаются двое словацких стражей порядка. Один, закрывая
фуражкой объектив, кричит: "Убирайтесь отсюда вон, я вам сказал! На украинской территории снимайте, в Словакии вы это не будете делать. Идите вон!". Другой орет еще громче: "Отнимем видеокамеру, заберем вас в тюрьму, поскольку вы проникли нелегально на словацкую территорию!".
"Депортированный" на родную землю, попадаю под пресс празднично одетой пограничницы, у которой голос поставлен не хуже, чем у словаков: "Почему вы не вместе со всеми на митинге, бродите по границе, кто вам разрешил, вы не у себя дома, на режимном объекте, с вами хочет поговорить наш начальник!".
Придя немножко в себя, тоном защитника всех униженных-оскорбленных прошу контрактницу привести сюда этого полковника или генерала для интервью по поводу происходящего выступления трудящихся. Тем более что у них к вашему брату тоже немало претензий. Одна из них: почему кроме проверки паспорта, как это заведено за границей, "погранцы" также проверяют товарно-сопроводительные документы. Пани в белой рубашке с моим служебным удостоверением исчезает в толпе празднующих. Вскоре те организованно передислоцируются куда-то к месту трапезы. Первые грузовики заезжают на только что запущенный в ход терминал. Пока идет процесс их взвешивания,
начинаю выяснять причины всего случившегося.
Беру интервью у водителей.
Петр Совменков (Россия): "Люди требуют, чтобы ускорился пропуск через границу. По двое-трое суток стоят в очереди, неизвестно, когда пройдут. Вот поэтому мы собрались на стыке словацко-украинской границы, требуя более быстрого оформления ужгородскими инспекторами".
Иван Бобик (Украина): "На словацкой стороне проходишь одну таможню. 10 минут - и тебя оформили. У нас же по пять-шесть кабинетов надо обойти, кроме того, еще на таможне надо оформляться. Очень долго все происходит".
Все беседовавшие со мной водители к словацким службам претензий не имеют (а еще недавно, помню, таковых была уйма. - Авт.). Они говорят, что
инфраструктура на украинских границах приобретает европейские черты, а процедура оформления - устаревшая. Таможенники утверждают, что грузовой терминал совместно с таким же у словаков даст возможность перейти на современные технологии. Здесь несколько полос, навесов, отдельные боксы для углубленного осмотра, светлые, просторные кабинеты, обработка документов компьютеризированная.
Заместитель начальника Ужгородской таможни Валерий
Борисов убеждает: "Нарекания и очереди останутся в прошлом. Если через старый терминал 1960-х годов ежесуточно пропускали 120-130 камионов-фур, то сейчас пропускная способность выросла до 500 автомобилей. Поднимется и качество обслуживания".
Хотя сооруженные словацкими строителями объекты сдали в эксплуатацию еще в декабре прошлого года, весь комплекс заработал только сейчас. Сначала терминал открыли с участием членов госкомиссии, руководства Закарпатья.
Потом здесь побывали премьеры Украины и Словакии. Некоторое время спустя ленточку уже резали украинский и словацкий президенты. Новостройка же стояла мертвым капиталом. Полгода наша сторона решала вопрос прокладки подъездной дороги к терминалу протяженностью... 1200 м. Наконец-то удалось найти более 20 млн. грн., за которые рабочие-мастера службы автодорог в Закарпатской области сделали дорогу-куклу. Она идет через лес, выводя машины на объездную трассу и разгружая Ужгород. Именно дорожники стали основными виновниками нынешнего торжества.
На международном пункте пропуска "Ужгород - Вешне Немецке" начал функционировать самый мощный грузовой комплекс. Во время почти одновременной реконструкции словаки оставили объекты на прежних местах. За миллион евро от Евросоюза плюс 300 тысяч евро от своего правительства словаки капитально обновили грузовой и пассажирский терминалы. Украинская сторона вынесла грузовой комплекс в сторону, дабы сделать вместительную
площадку для стоянки. До сих пор большегрузные машины буквально задыхались в тесноте и неудобствах.
На празднике удалось записать еще два интервью. Стефан Демчак, строитель (Словакия): "Всего за год словацкие строители и генподрядчики с помощью украинских бригад возвели очень красивое строение. Оно мне чем-то напоминает "Титаник". Думаю, судьба его ждет более радостная. Жаль, что украинцы так долго "мариновали" терминал, не сумев вовремя решить вопрос с дорогой".
Армандо Пецони, представитель Еврокомиссии (Италия): "Еврокомиссия выделила свыше трех миллионов евро. Они вовремя освоены. Результат впечатляющий. Могло бы получиться событие европейского уровня, если бы не казус с клочком дороги".
Еврокомиссия еще не решила, будет ли она принимать участие в реконструкции пассажирского терминала на КПП "Ужгород" стоимостью 7-8 млн. евро. Ныне действующий построен к московской Олимпиаде. Главным козырем просителей станет надлежащая подготовка границы к Евро-2012. Если проект одобрят, то от Украины потребуют упрощения и ускорения процедур.
P. S. А надо ли вообще даже на краткое время останавливать движение на границе? Это же потеря больших поступлений в бюджет, убийственные для водителей и перевозчиков ожидания. Отмечают в мае "День добрососедства" - полдня пункт пропуска на замке. Открывают терминал - опять стоп! Пусть
одновременно идут церемония и оформление грузов. Дабы участники увидели процесс в действии. На празднике добрососедства слушают выступления, переходящие в концерт, который смотрят, сидя за щедро накрытыми столами. Звучат тосты за тостами - за дружбу, границы без "железных занавесов", виз, за рост благосостояния. Не пойму, чем застольникам могут мешать движущиеся туда-сюда машины? А вообще, лучше всего проводить торжества в стороне, чтобы не останавливать работу на границе. Например, на сельском стадионе.