(Мовою оригіналу)
Знаете, как «по-быстрому» в уличных цирках учат медведей танцевать? Мажут лапы чем-нибудь скользким, ставят на раскаленную поверхность и включают музыку. За 20-30 таких зверских процедур у животного вырабатывается рефлекс, причем настолько сильный, что оно начинает размахивать лапами вообще при любой возможности, даже просто при приближении человека. Проще говоря, у медведя просто «едет крыша». Чтобы животное забыло о подобном ужасе, нужно не менее 4-5 лет труда специалистов в настоящем «медвежьем санатории». И такой в Украине есть: Реабилитационный центр бурого медведя при Национальном природном парке Синевир, куда и отправились «Вести».
ГРЯЗЕТЕРАПИЯ ДЛЯ МИШЕК
Туристы Оксана (29 лет) и Андрей (34 года) Вовк в одинаковых зеленых футболках стоят перед 3-метровым забором-сеткой, которой обнесены 12 гектаров медвежьего раздолья – столько занимает центр в нескольких километрах от поселка Синевир. Перед супругами на пятачке в 15 соток – небольшом, но зато с бассейном – гуляет косолапая троица, Роза, Бубочка и Потап. Всего медведей здесь десять, за менее чем два года работы центра. «Удовольствие смотреть, как резво они купаются и играют. Не сравнить с бедными зверями в зоопарке, которые сидят, как кучи непонятные, - говорит Андрей. – Не жалеем, что приехали сюда из Браилова (Винницкая область)». В это время Потап ворочает колоды в воде, которые специально бросают туда, чтобы животные физически тренировались. Воду меняют в бассейне раз в неделю, также часто дезинфицируют «ванную». Сторож, а до пенсии ветврач Иван Иванович улыбается: в первые дни ванна, а в последние - грязетерапия.
Воду в бассейне меняют раз в неделю. Фото: С. Харченко
СПОРТПЛОЩАДКА
Кроме того, на территории «загона», по сути, оборудована спортплощадка для медведей: расставлены специальные деревянные барабаны и тайники, в которые закладывает еду. Это делают для того, чтобы звери получали удовольствие от «охоты», а не просто ели из миски, объясняет ветеринарный врач Михаил Маслей.
ПОТАПА СПАСЛИ ОТ СОБАК
Это теперь разбрасывающий во все стороны брызги 4-летний Потап выглядит вполне здоровым медведем, с темной, даже лоснящейся шерстью, и весит свои положенные 220 кг (на центральном фото он слева). А в декабре 2012-го его пришлось с боем выбить у конно-спортивного клуба в Луганске, где на него натравливали собак. «Он был измученный, голодный, погрызенный. Еще и с 20-сантиметровой раной на шее, - рассказывает Маслей. – На него одели ошейник, когда он был маленьким, а потом боялись снять. Только в этом году шерсть практически покрыла место раны».
«БАБУШКА» - В КЛЕТКЕ БЕЗ ПОЛА
Собственно, своя печальная история есть здесь у каждого мишки - они попадают сюда не только с травли, но и из неблагополучных мини-зоопарков и цирков, где лесной хищник с нюхом сильнее в 300 раз человеческого живет в душном металлическом контейнере. А однажды добрые люди вызволили мишку из такого контейнера прямо... на автозаправке в селе Лиски Винницкой области, куда косолапого посадили, наверное, развлечения ради. Все жители центра выросли в неволе или даже живут с увечьями, поэтому их нельзя просто выпустить в лес - они там погибнут. К примеру, самую пожилую медведицу, 30-летнюю Иру привезли из Городка Хмельницкой области. «Она жила в клетке без пола, а только с решеткой, заработала себе жуткий артрит и катаракту, выпадение зубов, - вспоминает Михаил Маслей. - Но она у нас с апреля 2012 года, за это время восстановились ноги, и даже исчезло бельмо на глазу. Более того, Ира первой из всех сама ушла ночевать в лес, это то поведение, которого мы добиваемся, - чтобы звери максимально пытались вести себя, как дикие». Кстати, Иру тут все называют бабушкой - в природе медведь живет 25-30 лет, хотя в «тепличных» условиях может дотянуть и до 45-ти».
ПЕРСОНАЖ ФИЛЬМА УЖАСОВ
А вот 11-летнего Беню из Козятина Винницкой области как раз и научили танцевать варварским методом - ставили на раскаленный метал. ««Это был персонаж фильмов ужасов – 80% нынешнего веса он набрал здесь. Пищу хватал, бил клетку, - говорит директор Центра Ярослав Бундзяк. – Сейчас спокойнее, но все равно иногда «танцует».
Бундзяк показывает нам лишь один фундамент административного домика центра - здесь будет центр видеонаблюдения за всей территорией, с дежурными квадроциклами. Еще планируется загон для слепых и пожилых хищников. - Всего наполняемость «санатория» может быть и 35-50 животных. Но только тогда, когда будут деньги. А пока три километра до центра от асфальта нужно подняться по жуткому булыжнику, которую не выдержат ни одни амортизаторы.
Без дороги нет и «бизнеса на медведях»: никакого чая и кофе, чашек и футболок. На ограде весит скромный ящик для пожертвований. «Из-за Днепра, из Киева, из Донецка могут кинуть десятку-двадцатку, - говорит сторож. - Вот купили нам на хозяйство бензопилу, дрель и керхер - мыть клетки». Правда, по его словам, и с туристом день на день не приходится: то одна группа за другой, то за всю неделю два человека.
МЕД СВОЙ, НЕ ПОКУПНОЙ
Ярослав Бундзяк, глава Реабилитационного центра, сам качает травяной мед для своих питомцев из двух ульев. Говорит, давать зверям покупной — все равно что давать сахар. Кстати, только учуяв кусочек сот, местные сытые медведи начинают угрожающе реветь.
Мед в питомнике свой. Фото: С. Харченко
НАШ МИША — КАК ТРИ КЛИЧКО В ОДНОЙ ЛАПЕ!
Несмотря на заурядное как для медведя имя — Мишка — этот малыш особенный. Во-первых, он самый маленький, ему идет только пятый месяц, да и весит он всего 18 кг. Во-вторых, он стал юбилейным, десятым, жителем «рая для косолапых». В-третьих, он живет в отдельном вольере, как и подобает маленьким, рядом со взрослыми, возле вагончика для сотрудников. Миша на карантине, до года ему положено жить отдельно от больших особей и не попадаться на глаза туристам, чтобы не пугали шумом и фотоаппаратами. Но «Вести» все-таки пустили в большую, крепко сколоченную из неотесанных досок клетку — в этот момент он наматывает круги по стенам, где-то в полуметре над землей.
РАЦИОН: ЙОГУРТ И АРБУЗ
При нас Мише наливают в металлическую миску клубничный питьевой йогурт с хлебом и овсяной мукой. Сам он в это время догрызает солидный ломоть арбуза. Когда берется за порцию жидких сладостей — полностью распластывается по земле, вытягивая даже задние лапы. Он недоверчиво-любопытно косится вверх, на нас, а сразу же после еды делает попытку ухватиться за фотокамеру. Малыш очень ловкий и быстрый — в клетке сухие пни, по которым он лазит, и дверь за собой нужно закрыть сразу же, иначе убежит.
ПОДОБРАЛИ В ЛЕСУ
Когда Мишу нашли одного в лесу (видимо, маму убили охотники), ему было всего 3,5 месяца — его подобрал 15-летний Руслан Герич из села Тарасовка Тячевского района Закарпатской области, который и дал ему такое имя. Правда, семья поняла, что такой питомец — совсем не для дома, и отдала косолапого в центр, рассказала сотрудник пресс-службы Национального природного парка «Синевир» Мария Шетеля.
«СТАЛ ДЛЯ МИШИ МАМОЙ»
«Когда попал к нам, весил всего 3,6 килограмма, а теперь 18 кг, — говорит ветврач Михаил Маслей. — Пришлось стать для него мамой: каждые четыре часа, в том числе ночью, поил из соски молоком. Теперь нужно каждый день с ним «бороться» — активно играть, тягать за лапы, позволять ему кусаться, чтобы он развивался физически. Минимум таких занятий — полчаса. Он, конечно, меня признает, встречает, ведь у медведей так: кто дает кушать, тот самый главный и любимый».
Каждый день с Мишей нужно бороться. Фото: С. Харченко
СОСЕДИ — ОРЕЛ И БАРСУК
Кстати, кусается пока что Миша совсем не больно, да и когда становится на задние лапы, опираясь на тебя передними — еще и подавно не сбивает с ног. Ведь у взрослого медведя, к примеру, сила удара около трех тонн — сами смотрители говорят: «Три Кличко, вместе взятых, в одной лапе». По соседству с Мишей обитает и другая подобранная живность — орел со сломанным крылом (ему полностью нормализовали аппетит, так что скоро повезут в больницу на рентген), которому так и не придумали имя, и барсук Борька. Пока нам показывают склад медвежьей еды, гору арбузов и ведра с размораживающимся мясом, выпущенный на хлеба Борька молниеносно вытягивает из ведра упаковку говяжьих ломтиков и пытается затянуть их под «Жигуль».
ЕДЯТ 500 КГ МУКИ И ТОННУ ЯБЛОК В МЕСЯЦ
В сутки одному зверю нужно съесть 17 кг продуктов. Список всего, что уминают десять медведей центра за месяц, выглядит так: мясо — 350 кг, рыба — 420 кг, морковь — 1 т, яблоки — 1 т, овсяная мука — 500 кг, хлеб — более 900 кг, арбуз — 100–200 кг. В небольшом количестве в качестве лакомств их угощают апельсинами, йогуртом, яйцами, зефиром, молодой капустой и медом. В день медведь в среднем выпивает 10–12 л воды, а в жару — до 20 л. Всего летом на одного положено до 13 тыс. ккал за сутки, а осенью, в период набора веса перед спячкой, до 26 тыс. ккал в день. Зимой «паек» резко урезают, на 70% — чтобы звери впадали в сон. Кстати, как говорят работники центра, обжора у них Потап — может съесть 17 кг рыбы вместо положенных двух.
Самый маленький медведь. Фото: С. Харченко
Ветврач и факты о медведях
За свою работу медвежий «Айболит» получает всего 1800 грн в месяц. Фото С. Харченко
Ветврач Реабилитационного центра бурого медведя при Национальном природном парке Синевир Михаил Маслей свою работу любит. Мол, чувства, которые ты испытываешь ежедневно, когда видишь, как медвежонок растет, - невозможно описать. Кстати, за свою работу медвежий «Айболит» получает всего 1800 грн зарплаты в месяц, а трудиться здесь планирует до пенсии, а то и дольше. Михаил поделился с «Вестями» своими наблюдениями и опытом работы с самым большим хищником в Украине:
Ирина Гук, Тамара Балаева, "Вести"