Права пассажиров при поездке на поезде

Большинство людей для путешествий предпочитают пользоваться поездами, а не самолётами. У поезда своя романтика. Кого-то успокаивает стук колёс и мысли уносят далеко вперёд, кому-то нравится пить горячий чай в гранённом стакане с железным подстаканником, кто-то едет в поиске новых знакомых и попутчиков, а некоторым настолько осточертели родные места, что они рады просто сменить обстановку.

Права пассажиров при поездке на поезде

И вот, чтобы весь этот романтизм не упархнул, когда озлобленная проводница, к примеру в 5 утра (за час до прибытия) начинает бегать по поезду, всех будить и требовать сдать бельё — вы должны знать свои права. Итак, по порядку. Как только вы покупаете билет в кассе железнодорожного вокзала, вы становитесь пассажиром и вступаете в гражданско-правовые отношения с "Укрзалізницей". Соответственно, при обслуживании пассажиров на железнодорожном транспорте вступают в силу "Правила перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины", в котором чётко определены все ваши права и обязанности.

1. Книга жалоб и предложений

Никто из нас не застрахован от того, что вам попадётся милая и обаятельная проводница, но это скорей исключение, чем правило. Ниже я приведу несколько юридических рекомендаций, как едущую вместе с вами проводницу, сделать милой и обаятельной. Согласно тех же Правил перевозки пассажиров и багажа в поездах следования, есть книга жалоб и предложений, которая находится у начальника поезда и в вагоне-ресторане (у буфетчицы Зины), и выдаётся пассажирам по первому требованию. Поэтому, если вам что-то не понравилось, а в украинском поезде вам может не понравится очень многое, вы идёте к начальнику поезда (но лучше в начале к буфетчице Зине, с которой можно пообщаться на разные темы) — жалуетесь и предлагаете своё виденье по улучшению качества обслуживания.

2. Сбор постельного белья

Каждый, кто хотя бы раз ездил на отечественных поездах, может вспомнить, как проводник, за час до прибытия, требовал сдать бельё, точнее собрать его и отнести к нему в купе. Народ послушно сворачивал постельное бельё в ком и относил. Юридический совет — не спешите относить бельё. На самом деле — это является прямой обязанностью проводника, а именно пункт 63 Правил перевозки гласит: "...Доставка постельных принадлежностей на спальное место пассажира и сбор его за 30 минут до прибытия пассажира к месту назначения является обязанностью проводника вагона".

3. Ваше спальное место

Зачастую, пассажиры, которые едут в дневное время суток с местом на нижней полке, часто стесняются потревожить попутчиков, которые мило выпивают читают книгу на их нижней полке. Так вот, вы спокойно можете тревожить всех, кто сидит на вашей полке и просить их освободить ваше место. Согласно пункта 7.14. Правил перевозки: "...Пассажиры могут пользоваться спальными местами в любое время суток". Вы даже можете попросить проводника поднять или опустить верхнюю полку, по закону, это тоже его прямая обязанность. "...Поднятие и опускание верхних полок, на желание пассажиров, выполняют проводники вагонов".

4. Отказ в перевозке

Во время поездки на поезде ваш покой должен быть превыше всего. Этот важный момент учитывает ещё один пункт Правил перевозки, а именно пункт 8.38, в котором говорится, что пассажир может быть удалён из поезда в следующем случае:
а) если находится в явно выраженном нетрезвом состоянии и нарушает при этом правила проезда и общественный порядок, мешает спокойствию других пассажиров. На проездном документе проставляется отметка "Отказано в перевозке на основании пункта 8.38 Правил перевозки".

5. Вы отстали от поезда

Так же, хочу отметить, что среди нас есть особая категория людей, которая перманентно опаздывает. Так вот, если вы случайно во время остановки поезда, куда-то отлучились, задержались и естественно опоздали, то для таких случаев в Правилах перевозки предусмотрены соответствующие пункты, а именно:
Пункт 8.15. Пассажир, который отстал от поезда, должен сразу же обратиться к начальнику станции (вокзала), который обязан сразу же проинформировать начальника станции по ходу поезда, где поезд имеет остановку не менее 10 минут. А также сообщить машинисту о необходимости снятия вещей и проездного документа такого пассажира. В свою очередь, начальник поезда должен составить акт описи вещей, и вместе с проводником и ещё двумя пассажирами-свидетелями подписать этот акт. После этого вступает в силу пункт 8.16, где проводник должен немедленно снять вещи опоздавшего и известить об этом телеграммой начальника станции, где находится пассажир. Данная телеграмма дает пассажиру право бесплатно доехать первым попутным поездом к станции, где содержатся его вещи и проездной документ.

6. Повреждённый билет

Согласно всё тех же "Правил", утраченные и похищенные проездные билеты не восстанавливаются, а вот повреждённые билеты могут быть легко восстановлены. Если вдруг кто-то решил постирать ваши вещи или, крикнув "никуда не поедешь без меня" порвал билет, то вы должны прийти в билетную кассу, дать им свой паспорт и заявление на имя начальника станции, где указываете причину повреждения билета. После этого кассир обязан на обратной стороне вашего билета поставить отметку "Восстановленный".

Предлагаю провести эксперимент и попробовать на практике воспользоваться своими законными правами. По желанию, поделиться полученными результатами.

12 жовтня 2011р.

Теги:

Коментарі

Пассажир 2017-08-21 / 07:50:48
Уважаемый Леха,если Вам будет,то это ещё не повод травить остальных пассажиров продуктами своей жизнедеятельности,тем более в жару.Возьмите у проводника одеяло и укройтесь!

Ирина 2017-08-08 / 09:10:53
Про пользование нижней полкой верхним пассажиром, дайте пункт правил, пожалуйста

Лёха 2013-09-06 / 08:14:57
Вопрос! Что делать если в плацкартном купе открыто и не закрывается окно, а мне на 2 полки дует? И если проводник не может или не знает как закрыть окно, или не хочет его закрывать потому что другим жарко. Что тогда делать? И могу ли я в данной ситуации достать липкую ленту и залепить не закрывающуюся часть окна, либо щель из которой дует?

Ирина 2013-05-03 / 03:56:54
А куда можно написать, чтоб рассмотрели жалобу на проводника? Просто ахтунг сегодня был полный :(

проводник 2011-12-26 / 19:06:50
а что только у проводника есть обязаности а у пассажира только права мусорить в вагоне обсирать и обрыгивать туалеты засирать тамбура вытирать постелью всю что только можно каждый поставьте себя на место проводника и давайте уважать друг друга за все что испортят или украдут проводник платит из своего кармана или берут плацкарт а хотят сервис СВ

Олег Григорьев 2011-10-17 / 00:10:00
Аноним,
можно долго спорить о том, кому быстрее и удобнее опускать полки, но в законе чётко прописано — это прямая обязанность проводника. Просто каждый должен делать СВОЮ работу и тогда все будут довольны.
Правила и законы должны быть очевидны и самодостаточны, они призваны уровнять права всех социальных классов и не дать распространится анархии . Всё таки в социуме (даже самом гнилом) безопаснее жить и производить товары на основе определённых правил и законов.

Взять к примеру маршрут Ужгород-Киев, если мне не изменяет память, остановок длительностью более 10 минут 7-9 штук, то есть каждые 100 км.

А на счёт того, что к моменту описи, половины Ваших вещей может не оказаться в наличие, так в принципе, Вас обокрасть могут даже тогда, когда вы пойдёте в туалет или будете просто крепко спать. Поэтому порядочность проводника - на совести самого проводника, и это к закону не имеет отношения. Чтобы обезопасить свой багаж - не поленитесь, сдайте в багажное отделение или застрахуйте на случай кражи.

2011-10-15 / 15:29:00
Ну, и очевидное правило поднятия-опускания полки. Ну, положим, об этом правиле знают все - если человек не знает, как опустить-поднять полку, он, конечно же, обратится к проводнику. А к кому же еще, если "только проводник знает, как".

2011-10-15 / 15:25:00
Я понял, к чему вы ведете. И, возможно, написанное мной, не совсем в тему - просто о жизни нашей, размышлял....

Насчет правил.

1) Некоторые правила, тут приведенные - очевидны. И без правил ясно, что "на своём месте, каждый сам себе хозяин".

2) Сбор постели. Сдать самому, просто удобней - мне, к примеру, куда лучше начать собираться за час-полтора до прибытия, а не позже.

И такой нюанс. Правило, под п. 5 очень несовершенное! Что вы об этом, лично думаете? Приведу аргументы:

1) Порядок оформления вещей. Не исключено, что часть вещей может пропасть до того, как подойдет начальник поезда и свидетели.

2) Остановки не менее десяти минут, довольно редкие. К примеру, я еду в Киев поездом 82, и если во Львове, отстал от него, то мои вещи снимут, как раз, в Киеве!

Олег Григорьев 2011-10-14 / 21:20:00
Уважаемый, аноним.
Я не согласен с Вами, так как беспредел был и будет всегда. И этот беспредел направлен на тех, кто не уверен в себе и боится дать отпор, на так называемых "терпил", которых пугает уже только мысль о мести со стороны чиновников и гос.служащих, не говоря уже о их реальных действиях. На самом деле, у нас очень хорошо заточены законы для борьбы с бюрократией (к сожалению, не с коррупцией). Нужно не бояться действовать, а желательно ещё и знать права.

Хочу оставить здесь замечательные слова Гёте: "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой".
Это и есть главный принцип, который позволяет уверенному в своей правоте человеку, не прятаться в "хате, которая с краю села".

2011-10-14 / 19:22:00
Уважаемый Олег Григорьев!
Кому и зачем вы это рассказываете? У нас - полный беспредел! Кто будет контролировать эти законы?

а) если находится в явно выраженном нетрезвом состоянии и нарушает при этом правила проезда и общественный порядок, мешает спокойствию других пассажиров. На проездном документе проставляется отметка "Отказано в перевозке на основании пункта 8.38 Правил перевозки".

Ага.... А если пьяный - это народный депутат, или солидный чиновник, он такое устроит, что либо проводник работы лишиться "за непрофессионализм", либо за решетку попадёт просто так.

б)"...Пассажиры могут пользоваться спальными местами в любое время суток".

Да, прям... А если полку занял, какой-нибудь мажорик? И потому, его лучше не тревожить - лишиться можно не только полки, но и целых ребер в отделении милиции. Да еще и убийство какое-нибудь повесить могут.

В общем, такая вот - мать его жизнь...

Оксана 2011-10-14 / 14:03:00
Такі витяги з Правил слід розвішати на всіх залізничних станціях. Можливо тоді свої права буде легше реалізувати, а то досить часто все закінчується сваркою з провідником і погрозою викликати міліцію )))) Про книгу скарг можна помріяти уві сні, якщо вдасться заснути у потягу.